Все больше людей испытывают проблемы с растущими ценами на квартплату и коммунальные услуги. Некоторые не понимают, почему в определенный месяц суммы выше, чем обычно.
В этой статье мы рассмотрим возможные причины повышения счетов за коммунальные услуги и что делать в каждой конкретной ситуации.
Проверяем исходные данные в платежке (счет-квитанции)
В самом начале нужно проверить правильность данных об оплате коммунальных услуг. Важны следующие данные:
- Площадь вашего помещения;
- Количество проживающих людей, как постоянно, так и временно;
- Показания индивидуальных счетчиков, если есть.
Эти данные могут сильно влиять на стоимость услуг.
🌐 Наш сайт по услугам Капремонта МКД.
🔹 Наша активная группа Вконтакте.
Определяем услуги, по которым увеличилась плата
Для этого возьмите счет за прошлый месяц и сравните плату за каждую услугу:
Вы также можете сравнить разные услуги, чтобы узнать, где взимается больше платы.
Есть разные причины повышения оплаты за ЖКУ, они могут зависеть от конкретной услуги. Например, зимой оплата за отопление часто составляет большую часть всей суммы.
Причины повышения тарифов конкретных услуг
Содержание жилья
Стоимость обслуживания жилья зависит от площади вашей квартиры и установленного тарифа:
Плата за содержание жилья = площадь квартиры × тариф.
Если площадь вашей квартиры не изменилась, но тариф вырос, это может быть по двум причинам:
→ Собственники помещений в многоквартирном доме изменили плату за содержание. В таком случае вы можете ознакомиться с протоколом собрания и решением. Обычно это можно сделать в управляющей компании или ТСЖ.
→ Местные власти устанавливают тарифы. Если плату за содержание жилья устанавливают власти, то изменения и размер должны быть указаны в официальных документах - например, в приказе или постановлении. Обычно эти документы доступны на сайте местных органов власти.
Причины изменения платы за содержание жилья могут быть связаны с изменением тарифа или ошибкой в указании площади вашей квартиры.
Капитальный ремонт
Плата за капитальный ремонт рассчитывается так же, как плата за текущий ремонт. Она зависит от общей площади вашего помещения и тарифа:
Плата за капитальный ремонт = общая площадь помещения x тариф.
Размер платы за капитальный ремонт определяется на общем собрании собственников помещений или используется тариф, установленный местными властями, если решение не принято на собрании.
Увеличение платы за капремонт может быть вызвано повышением тарифа или неправильным указанием площади вашей квартиры.
Коммунальные услуги
Повышение квартплаты чаще всего связано с коммунальными услугами. Тарифы на них растут каждый год.
Информацию о повышении тарифов можно найти в законах, утвержденных правительством или администрацией в регионах России.
Если повышение квартплаты не связано с тарифами, то причина может быть в размере предоставляемых услуг.
Правительство России ежегодно устанавливает максимальный процент роста платы за коммунальные услуги в каждом регионе. Плата не должна превышать этот процент.
Например, в 2021 году предельный рост платы за коммунальные услуги составляет 4,6% в Красноярском крае, 3,7% в Иркутской области, 5,3% в Томской области, 4,6% в Москве, 6,4% в Новгородской области и 3,8% в Алтайском крае.
Отопление
Плата за отопление может быть рассчитана по показаниям счетчика или по нормам потребления. Если в доме нет счетчика, то применяются нормы. Также важно учитывать способ оплаты - за отопительный период или в течение года.
Если оплата производится на протяжении года, она не меняется каждый месяц. Возможно изменение норм потребления или среднемесячного потребления в новом году (если используется счетчик), но значительное увеличение оплаты обычно не происходит.
Если оплата производится за отопительный период и есть счетчик, сумма может изменяться в зависимости от потребления тепла. Обычно потребление увеличивается с декабря по февраль, затем уменьшается до окончания отопительного периода и прекращения начислений.
Есть несколько причин, почему изменилась оплата за отопление:
- Показания прибора учета тепловой энергии могли быть выше;
- Норматив потребления тепла на отопление мог увеличиться;
- Показания общего счетчика в течение года могли быть выше;
- Тариф на отопление в вашем регионе мог быть повышен;
- Указанная площадь вашей квартиры могла быть неверной.
Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение
Стоимость услуг зависит от наличия у вас счетчиков. Если есть счетчики, платите по их показаниям. Если нет счетчиков, оплата зависит от нормы потребления и количества людей в вашем доме.
Если у вас есть техническая возможность установить счетчики для холодной и горячей воды, но они не установлены, оплата будет увеличена в 1,5 раза.
Если вы заметили рост оплаты за одну из услуг, проверьте:
- Если есть счетчики - была ли расчетная сумма основана на предоставленных вами показаниях. Возможно, срок поверки истек или показания не были переданы поставщиком услуг или же счетчик сам имеет ошибку.
- Если нет счетчиков - количество проживающих людей используется для расчета оплаты.
Оплата за водоотведение зависит от количества потребляемой горячей и холодной воды.
Есть несколько причин, почему меняются платежи за воду, электричество и канализацию:
- Если потребление увеличивается по показаниям счетчика;
- Если расчеты делаются без учета показаний счетчика из-за истечения его срока поверки или неполучения показаний вовремя;
- Если нормативы потребления увеличиваются, при отсутствии счетчика;
- Если неправильно указано количество проживающих в квартире людей, без счетчика;
- Если изменяется тариф на коммунальные услуги.
Вывоз мусора
Размер платы за вывоз мусора определяется несколькими факторами:
→ Как много вы используете услугу в соответствии с нормативами, установленными вашей местной администрацией (или сколько контейнеров увозят, если у вас есть раздельный сбор);
→ Сколько людей живет в вашей квартире или какая общая площадь вашего жилья, если такой тип оплаты применяется в вашем регионе;
→ Тариф, который действует для этой услуги в вашем городе.
Изменение платы возможно из-за:
- Увеличения количества использования услуги по обращению с мусором;
- Увеличения числа жильцов в вашей квартире (если плата зависит от количества жильцов);
- Изменения тарифа на обращение с мусором.
Что делать, и как действовать, если пришла большая квартплата
Проверьте информацию об оплате: площадь квартиры и количество жильцов. Узнайте, по какой услуге счет за коммунальные услуги так сильно вырос. Попытайтесь понять, почему счет увеличился именно за эту услугу.
Если не можете определить причину повышения платы, позвоните в организацию, предоставляющую услуги, и запросите устную консультацию. Это может быть управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация. Если разговор со специалистом не дал ответа на ваш вопрос, напишите письмо.
Если уже знаете причину повышения платы, но не понимаете её объяснения, можно получить устную консультацию о расчетах от поставщика услуг или отправить апелляцию. Например, если счетчик горячей воды был неправильно учтен и начисление значительно отличается от фактического использования, свяжитесь к исполнителю для объяснений.
Если у вас есть вопросы о платеже, лучше всего спросить поставщика услуг. Желательно получить ответ письменно.
Если ответ поставщика не удовлетворяет вас, можете написать запрос контролирующим органам. Например, жилищной инспекции вашего города или района. Попросите проверить правильность оплаты за определенный период.
Подпишись на канал МАРКЕТ ЖКХ.
✅Наш сайт по услугам капремонта МКД. Ремонт кровли, межпанельных швов, отмостки, фасада и многое другое. Работаем по всей России.
✅Наш маркетплейс "Маркет ЖКХ", в котором размещены все товары и услуги в сфере ЖКХ. Спасение для ТСЖ и жильцов МКД.
✅Наша Группа Вконтакте, где мы отвечаем на ваши вопросы и показываем наши работы.