Найти тему
История моды с Марьяной С.

Ошейники модерна

Наверное, самые восхитительные колье рубежа XIX и XX веков, времени, когда в искусстве царил стиль "модерн", это широкие колье, которые плотно охватывали женские шейки. Можно, конечно, их и ошейниками назвать (по-английски, кстати, их и называют "собачьими ошейниками", "dog collar"), но, согласитесь, это слишком грубое слово для такого изысканного украшения.

Колье, Рене Лалик, 1900е. (с) www.christies.com
Колье, Рене Лалик, 1900е. (с) www.christies.com

Всевозможные "чокеры" набирали популярность на протяжении второй половины XIX столетия. В немалой степени на их популярность повлияла Александра Датская, принцесса Уэльская, будущая королева-консорт. У Александры был небольшой шрам на шее, который она прикрывала с помощью украшений. И со временем всё больше и больше дам носило подобные колье - от бархатных до жемчужных или бриллиантовых, и постепенно они становились всё шире.

Колье, Ф. Уолтер Лоренс, ок. 1903. (с) Из частной коллекции
Колье, Ф. Уолтер Лоренс, ок. 1903. (с) Из частной коллекции

Начало XX века - это время высоких воротников (чуть подробнее о них - здесь). Самыми изысканными были, конечно, кружевные. Такрй воротник, закрывая шею, придавал ей более чёткие очертания, и своей строгостью делал облик в целом более величественным, благородным. И ровно то же самое делали драгоценные "воротники". То есть колье. Вот только представьте - обнажённые плечи в глубоком декольте вечернего платья, ничто не нарушает чистых линий груди и спины, а шея при этом закована в драгоценности. Это не просто красиво, это... соблазнительно, в конце-то концов!

Портрет Эжени Риттер, Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1903. (с) Из коллекции Национальной библиотеки Франции
Портрет Эжени Риттер, Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1903. (с) Из коллекции Национальной библиотеки Франции

Они бывали самыми разными. Из нескольких рядов жемчуга или бриллиантовых нитей с драгоценными плакетками. Из отдельных декоративных элементов самых разный, порой очень причудливых форм. С использованием не только драгоценных, но и полудрагоценных камней. И эмалей! А если учесть, какими текучими, плавными были линии модерна, то украшения эти порой совершенно фантастической красоты.

Колье "Глициния", Филипп Вольферс, 1903. (с) Из частной коллекции
Колье "Глициния", Филипп Вольферс, 1903. (с) Из частной коллекции

Казалось бы, галантных XVIII век тоже знал толк в украшениях, охватывавших шею (и называли их с отсылкой к рабским ошейникам, да-да). Но тогда ценились прежде всего камни, и их количество. А вот украшениях эпохи модерна на первый план выходила работа ювелира. И порой это целые драгоценные картины!

Центральная плакетка для колье, Рене Лалик, ок. 1900. (с) www.christies.com
Центральная плакетка для колье, Рене Лалик, ок. 1900. (с) www.christies.com

Прислушайтесь к себе. Возможно, у вас сейчас в организме образовался переизбыток красоты... Но это не вредно! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!