Найти тему
Mojjet

Эпикур: Спокойствие, только спокойствие

Имя греческого философа Эпикура стало почти нарицательным. Эпикуреец, мол, тот, кто гоняется за удовольствиями, это пресыщенный всеми возможными изысками человек, гурман, гедонист.

Так ли это? Нет, не так.

Превыше всего Эпикур ценил невозмутимость духа. Отсюда его призыв к умеренности. Следует удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности, но не прихоти. Только в этом случае человек, освобождаясь от забот, связанных с удовлетворением неестественных и ненужных желаний, пребывает в хорошем расположении духа.

И вообще удовольствия следует расценивать лишь в сравнении, ведь, например, «простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда всё страдание от недостатка устранено; хлеб и вода доставляют высшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность».

Высшая добродетель - благоразумие в выборе и избегании удовольствий:

Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее ложные мнения, от коих душу объемлет величайшее смятение.

Конечно, все удовольствия приносят радость, и телесные, и духовные, но нелишне помнить, что согласно Эпикуру, хотя первые и ощутимее «здесь-и-сейчас», но вторые действуют более продолжительное время, и потому предпочтительнее: удовольствие души будет греть нас и тогда, когда все радости тела давно выветрятся, и может быть, только дух будет защищать нас от боли и страдания.