Сегодня пишется история современной России и нового мира. И у меня никак не получается глубокое погружение в темы, которые знаю и люблю. Некогда. Просто некогда. Простите, что иногда получается галопом по Европам. "Опосля споем, Лизавета". Обязательно споем...
Вот сейчас переживаю, что никак не могу написать о своем потрясающем путешествии по Волге. Удалось пройти на теплоходе до Казани и обратно с остановками в местах, где никогда не бывала. Поразила ухоженность городов, особенно малых, и невероятная любовь их жителей к своему краю, знание и уважение его истории.
Еще тогда, в начале мая, я отдельно записала, что почти в каждом городе с почтением говорили о Екатерине Второй.
О том, как она приезжала, какие указания давала, как развивалось потом строительство, торговля, промышленность, по каким планам и кто потом строил города, в каких условиях формировалось купечество, как менялись законы в соответствии с веяниями времени.
А путешествовала императрица по лютому бездорожью. И сейчас-то я набегалась по горкам и лестницам, насмотрелась на леса, а уж как там было в ХVIII веке даже страшно представить.
И тем не менее меня все время преследовало чувство, что она побывала повсюду. И когда только успевала? Нигде я не слышала про балы и любовников. Если и звучали мужские фамилии, то лишь в приложении к тому, кто после приезда императрицы воплощал ее указания по развитию здешних мест в жизнь.
То же самое касается и Крыма, куда она тоже добралась. А что до современной истории - недавно поздравляла жителей, увы, оставленного Херсона с 245-летием города и увидела, как они выкладывают ролики и документы о его основании.
И снова зазвучало имя императрицы Российской, любившей свою новую Родину крепче, чем все современные кинематографисты вместе взятые.
На днях два политолога рассуждали о Голштинии, о крепких связях, что были у нас когда-то. Премьера песни для меня... Однако времени у них было мало, глубокого погружения в тему не получилось. Лишь мельком прозвучало, что это для нас "почти родная земля"...
В устах Петра III в сериале "Великая" несколько раз прозвучало это слово. Но ни сердцу, ни - особенно - уму ничего это не дало.
Географическое название и только.
Когда видишь сериалы о жизни самодержцев российских, такое чувство, что ничего, кроме пьянства, интриг, альковных утех, иногда посещения пыточных (это же экшн, куда без него!) ничего и не происходило.
Как же, прости Господи, получилось в результате государство Российское? На чем держалась империя? Кто ею управлял, когда и каким образом так разрослись территории?
Чем занимается в сериале дочь Петра I?
Да ничем. Добродушно ругается с вечно пьяным Алексеем Разумовским, не выпускающим из рук милягу-собачонку. Очень жалко в этой роли Виктора Ракова, отличного актера, которому здесь нечего играть. В поисках портрета Разумовского наткнулась на видео под названием - вы не поверите! - "Слава о его красоте пережила его самого".
А биография Алеши Розума, мальчика с ангельским голосом, которого заприметил в храме проезжавший в столицу через далекое село на Черниговщине полковник Федор Вишневский и определивший мальчишку в придворный хор - вообще подарок судьбы. Как пишут сегодня с иронией некоторые - мол, союз императрицы с бывшим украинским пастушком лучший пример "колониальной политики России".
Хотя сосредоточенность сценаристов на устройстве своей личной женской судьбы, когда дело касается истории русских императриц, и так, наверное, зашкаливает. Дальше некуда.
И я снова позволю себе вспомнить турецкий сериал "Великолепный век", за что на меня опять обрушится целый камнепад в комментариях.
Да ради Бога. Особенно благодарна тем, кто "не смотрел, но осуждаю".
Я если берусь что-то смотреть, то делаю это с тщанием необыкновенным, не упуская мелочей.
Вроде такой:
И это не единственный пример. Приводить все - тут места не хватит. По крайней мере, из тех частей, сценарий для которых писала безвременно ушедшая из жизни Мерал Окай. В двух первых сезонах четко соблюдаются пропорции жизни государства, где правит человек, в словаре которого главное слово не "гарем", а "справедливость", и личных страстей героев.
Я знаю, сколько ошибок допущено было и там. Турки сами их посчитали, знаю даже цифру - 70 тысяч жалоб поступило во время показа в различные инстанции страны.
У нас, видимо, никто никуда не пишет.
Ибо бесполезно. Бесперспективно.
А, может, просто бюджеты маловаты? Турки-то, вон, сколько грохнули, скажут мне.
Но там и отдача получилась - мало не покажется. По всему миру. И в моральном и материальном измерении.
Вот сцены из нашего. 5-я серия, которую смотрела вчера.
Допускаю, что не права. Не многого ли я жду от индустрии развлечений?
Это же не документальное кино об истории государства Российского.
Тогда о чем?
Думаю, поклонники сериала легко мне это объяснят. Заранее благодарю.