Найти тему
Географ и глобус

Трансиранский канал — почему его никогда не построят

Оглавление

Каспийское море — самый большой бессточный водоем планеты — вот уже больше сотни лет не дает покоя стратегам от политики и экономики. Дать Каспию выход в Индийский океан — от такого проекта захватывает дух, а от экономических перспектив, которые он сулит, кружится голова. Куда тут географическим проектам Советского Союза с их "поворотом" Оби и наполнением Средней Азии пресной водой.

Судоходный канал "Каспийское море — Персидский залив" открывает громадные перспективы и коренным образом меняет всю политическую обстановку в мире. Уходит в прошлое Турция с ее каналами Босфор и Дарданеллы, в стороне остается узкое горлышко Гибралтарского пролива. Падает роль Египта и его Суэцкого канала. Российская нефть может напрямую идти в Индию, минуя огромную петлю вокруг Европы. И это только один очевидный плюс. А сколько выгод несет такой канал самому Ирану — оживление экономики, доходы за транзит...

Черным показан существующий маршрут российских судов в Индию. Красным — перспективный
Черным показан существующий маршрут российских судов в Индию. Красным — перспективный

Вот только этому проекту так навсегда и суждено остаться словами, поскольку за экономическими и политическими выгодами как-то стыдливо умалчивают технические, географические и экологические проблемы. А это тот наижирнейший минус, в тени которого увянут все восторженные полюсы. И вот почему.

От XIX века до наших дней

Но сначала немного истории. Идее строительства судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом уже больше сотни лет. Ещё в конце XIX века российские и персидские изыскатели проделали громадную работу и дали заключение, что водный путь построить технически возможно. Но на этом всё и закончилось, так как Россия и Персия (современный Иран) увязли в спорах о юридическом статусе канала. Петербург, как основной инвестор, настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким каналом (он тогда принадлежал Британии). Персия же хотела разделить концессию 50 на 50.

Переговоры зашли в тупик, а потом Тегерану стало не до экономических проектов. В стране начался кризис, поменялась правящая династия, возникли экономические проблемы. С другой стороны Турция, которая владела черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, стала строить партнерские отношения с молодым Советским Союзом, а в 1924 году даже гарантировала, что проливы никогда не будут использоваться в ущерб СССР. Так что о проекте Трансиранского канала на время забыли.

Каспий из космоса/ © asiaplustj.info
Каспий из космоса/ © asiaplustj.info

Вспомнили о нем только после окончания Второй мировой войны, когда Турция вступила в НАТО. Однако мешала политическая нестабильность в Иране, которая закончилась свержением шаха в 1979 году и превращением страны в исламскую республику. Все это время о канале говорили лишь политики, используя его как геополитический козырь. И вот совсем недавно к идее постройки канала вернулись вновь.

В июне 2022 года на саммите в Ашхабаде президент Путин отметил важность международного транспортного коридора "Север-Юг". И судоходный канал Каспий — Персидский залив должен был стать ключевым элементом данного коридора. Действительно, его строительство дает России кратчайший выход в бассейн Индийского океана, минуя узкие места — турецкие проливы, Суэцкий канал и Гибралтарский пролив.

Экономические плюсы такого канала очевидны, стоит лишь взглянуть на карту. Политические тоже, особенно в текущих реалиях. Но как быть со всем остальным? А именно с технической возможностью строительства и общим влиянием на климат и экологию.

Минусы проекта

Перед вами физическая карта Ирана:

География Ирана
География Ирана

Горы, что находятся на юге Каспия, называются Элборз и имеют максимальную высоту свыше 5000 метров. Разумеется, там не все вершины с такими запредельными отметками, но средняя высота горного массива составляет примерно 2000 метров. Есть там и относительно невысокие участки — от 1500 метров. Вот там-то и планировалось вести нитку канала.

Горы

Существует два варианта его прохождения. Первый — западный. Он короткий (700–800 километров) и проходит по долинам основных иранских рек, заканчиваясь в Персидском заливе. Второй вариант более длинный, его трасса идет восточнее и заканчивается в Оманском заливе Индийского океана. Но какой бы вариант ни выбрали, вести его придется через горы, вынимая огромное количество породы. Сколько — никто не считал, но можно точно сказать, что ее будет больше, чем пройдет по Трансиранскому каналу грузов за последующие несколько веков.

Западный и восточный варианты Трансиранского канала/ © matveychev-oleg.livejournal.com
Западный и восточный варианты Трансиранского канала/ © matveychev-oleg.livejournal.com

Водоемы

Это первый минус. Он очевидный и не требует детального разъяснения. Но из него вытекает другой, уже не столь явный. Дело в том, что высота Каспийского моря — минус 29 метров от уровня Мирового океана. А это значит, что прокопать просто обычный канал между ним и Индийским океаном не получится. Это при строительстве Суэцкого канала все было просто — уровни воды по обе его стороны находились на одной отметке. Прокопали канаву и нет хлопот — просто дёшево и эффективно.

В случае же Трансиранского канала нужна будет система шлюзов. Причем, не на перепад в 29 метров, а гораздо выше (не забываем про горы). Если есть шлюзы, то должна быть вода для их наполнения — искусственные или естественные водоемы на всем пути проходки канала. А вот с ними в Иране туго. Причем, настолько, что в центре страны даже не хватает воды просто для существования жителей, а тут речь идет о гигантских озерах. Как, где их строить, чем наполнять, как поддерживать уровень (климат Ирана крайне засушливый)? Ответы, на которые нет вопросов.

Энергия

Из этого минуса вытекает третий. Электроэнергия. На поддержку грандиозной системы шлюзования нужно будет электричество, а где его взять в Иране? Только строить дополнительные АЭС наподобие той, что построили в Бушере. А это объем вложений, сопоставимый с возведением самого канала.

Засоление

Минус четвертый. Экология. "В Иран придет вода!" — восклицают иные "эксперты". Только почему-то забывают, что эта вода не пресная, а морская. А какой от нее толк? Орошать ею поля — это бред. Опреснять? Крайне затратно. А для чего она еще годится? Только для того, чтобы засолить и без того безжизненную почву. А еще необходимо учесть, что Иран — это сейсмоактивная зона и появление лишней влаги в ней станет источником увеличения количества и мощности землетрясений.

Строительство трубопровода для доставки каспийской воды в центральные районы Ирана и его дальнейшего опреснения (проект заморожен)/ © en.radiofarda.com
Строительство трубопровода для доставки каспийской воды в центральные районы Ирана и его дальнейшего опреснения (проект заморожен)/ © en.radiofarda.com

Каспийское море

Минус пятый. Каспий. Что будет с самым большим бессточным водоемом в мире, если его соединить каналом с Индийским океаном, не берется спрогнозировать никто. Хотя не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять очевидное — любое изменение уровня Каспийского моря (а оно обязательно произойдет) будет идти ему только во вред. А вместе с ним пострадает и вся хрупкая экосистема водоема — острова, заливы, флора и фауна по берегам. И это еще без учета повышения уровня солености, которая неминуемо скажется на морских обитателях.

Речная система

Минус шестой. Россия. А тут-то что может быть не так? Короткий ответ — всё. Говоря о транспортном коридоре "Север-Юг", многие как-то стыдливо умалчивают про нашу речную инфраструктуру, начиная от Волги и заканчивая Балтикой. А она ведь совершенно не готова к такому мощному транзитному потоку. Ведь по коридору планируется (во всяком случае намерения такие были) возить нефть в Индию коротким маршрутом. А как это сделать, не модернизируя всю волго-балтийскую судоходную систему? Это углубления фарватера, расширение русла, новые порты, шлюзы, много всего... Затраты, сопоставимые с рытьем самого канала. И это мы еще не берем в расчет экологию, которая неминуемо пострадает, расселение людей, перенос населенных пунктов.

Транспортный коридор "Север — Юг"/ © asiaplustj.info
Транспортный коридор "Север — Юг"/ © asiaplustj.info

В общем, Трансиранский канал еще ни один десяток лет останется в виде не просто проекта, а всего лишь декларации о намерениях. Реально осуществить этот грандиозный замысел не представляется возможным. Во всяком случае в текущих политических реалиях и при существующих технических возможностях.

А вот проект переброски северных рек в СССР существовал не просто на бумаге, а по нему даже были проведены некоторые работы. И объект, о котором идет речь в следующей статье, как раз результат этих усилий 👇:

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: glav.su; az.sputniknews.ru; asiaplustj.info; trend.az)