Помните, пару месяцев назад интернет наводнили картинки, нарисованные нейросетями всех мастей. ИИ рисовал российские города и обувь греческих богов, Гарри Поттера в СССР, на показе Баленсиаги и в Киберпанке. Миллионеров рисовали бомжами, а диснеевских принцесс - пиратками. В общем, как писал Борис Заходер: "Неузнаваема стала планета. Всё перепуталось - части света, материки, острова, океаны, все параллели и меридианы."
В связи с этим бешенным "креативом" довольно остро встал вопрос: "А останутся ли художники? Смогут ли они продолжать зарабатывать делом, которому посвятили всю свою жизнь?" В частности, я столкнулся с тем, что моя жена-иллюстратор испытывая стресс от происходящего, несколько месяцев буквально не могла себя заставить рисовать, и только дорабатывала старые заказы.
Но сейчас волна нейропомешательства , кажется немного сходит на нет, и у меня создается ощущение, что художники как были, так и остались, продолжают заниматься любимым делом, используя нейросети в качестве удобного помощника. Сегодня хочу поразмышлять, сможет ли ИИ полностью заменить простых смертных в творческих сферах, а так же о принципе работы нейросетей и о ее серьезных недостатках.
I. Как нейросеть учится рисовать
Представьте, что нейросеть это умный художник, который анализирует множество картин и изучает, как они строятся. Нейросеть обрабатывает каждое изображение, анализируя его пиксели и паттерны в них. Она замечает, что определенные комбинации пикселей и структуры обычно встречаются вместе. Например, она может заметить, что на картинках собаки часто имеют морды, уши, хвосты и ноги.
Когда нейросеть проходит через все эти изображения, она начинает понимать, какие пиксели должны находиться рядом друг с другом, чтобы создать определенные формы и структуры. Она также понимает, как различные паттерны связаны с разными запросами или категориями изображений.
Когда нейросеть уже изучила множество данных, она может использовать свои знания для генерации новых изображений. Например, если ты даешь ей запрос на создание изображения собаки, нейросеть может использовать свои знания о том, как выглядят собаки, чтобы сгенерировать новую картинку собаки, которую она никогда раньше не видела.
II. Откуда берутся шестиногие дети и улыбки в 52 зуба?
Несмотря на потрясающие достижения искусственного интеллекта в генерации изображений, нейросети все же имеют свои ограничения и могут допускать ошибки. Некоторые из таких ошибок включают неправильное количество пальцев, зубов или ног на изображениях. Причина этих ошибок заключается в том, что нейросеть не обладает пониманием форм и анатомической структуры руки или челюсти. Она учится на основе изображений, которые могут быть неправильно размечены или не включать достаточно разнообразных примеров, чтобы полностью осознать анатомию. Для ИИ нет разницы, сколько пальцев на руке, ведь на изученных ей изображениях, руки могли быть повернуты под таким углом, что видно было только три пальца, или из-за пересечения нескольких людей ей могло показаться, что пальцев на руке все десять. Именно из-за базового непонимания формы предметов, происходят курьезы с изображениями, созданными нейросетями.
III. Так может ли нейросеть нарисовать свою Джоконду?
Этот вопрос скорее философский, ведь каждый понимает под "искрой творчества" что-то свое. По сути каждый художник занимается творческой компиляцией и интерпретацией созданных до него изображений. Для человека в принципе характерно учиться на чужом опыте для создания нового продукта.
Так же и нейросети способны генерировать новые и уникальные изображения, базируясь на созданные человеком. И все же, я считаю что их креативный потенциал ограничен обучающими данными. Несмотря на схожесть процессов на первый взгляд, люди, тем не менее, способны выйти за рамки шаблона, и создать, к примеру, новый стиль искусства. ИИ творчество в то же время ограничивается имеющимися образцами. Они могут воспроизводить известные стили, но их способность к радикальному креативу ограничена.
IV. Нейросетевое искусство: прорыв или инструмент?
Возникает вопрос, может ли нейросетевое искусство стать прорывным явлением или оно всего лишь инструмент для создания прикладных изображений. Нейросети уже демонстрируют потенциал в создании фотореалистичных портретов, уникальных текстур и стилей, но они пока не обладают сознательным творчеством и абстрактным мышлением. Они могут служить вдохновением для художников и дизайнеров, но истинное художественное творчество все еще остается прерогативой человека.
V. Заключение
Искусство, созданное искусственным интеллектом, представляет собой уникальное и захватывающее поле развития. Нейросети могут поражать своими результатами и вносить свежие идеи в искусственный мир. Однако, как мне кажется, они ограничены обучающими данными и неспособны к радикальному креативу. Нейросетевое искусство может стать ценным инструментом для художников и дизайнеров, но оно не заменит уникального выражения и творчества, которые способны предложить люди.