Здравствуйте, читатели! Советский писатель Василий Иванович Ардаматский - автор популярных историко-приключенческих книг. По некоторым из них были сняты известные кинофильмы. Трилогия о "Сатурне" ("Путь в "Сатурн", "Конец "Сатурна", "Бой после победы"), две экранизации романа "Возмездие" о поимке чекистами Бориса Савинкова ("Крах", "Синдикат-2"), великолепная "Совесть" с Всеволодом Сафоновым.
Картина, которую я хочу вам предложить, тоже поставлена по повести Ардаматского, но ей не так повезло. Почему-то после показов в начале 70-х годов она пропала с экранов телевидения, хотя впечатление на зрителя произвела. Я, например, помню ее броское название и даже то, что мы в детстве играли в героев фильма. Давно хотела пересмотреть, что и сделала, а теперь и вам предлагаю.
"Я - 11-17" 1970 г. 3 серии
Шла весна 1945 года. Советские войска подходили все ближе к Берлину. Приближалась последняя схватка в логове врага, но здесь, в Латвии, несколько окруженных на суше немецких дивизий удерживали клочок Балтийского побережья. Попавшие в "котел" еще имели связь с Германией по морю. Они надеялись вернуться на родину, а не попасть в плен. Однако, все же попадали, как разгромленная 8-я дивизия, участвовавшая в чем-то вроде попытки контрнаступления.
В числе пленных немецких офицеров оказался молодой капитан Пауль Рюкерт. У него хватило ума не впадать в истерику с криками "Хайль Гитлер!" или "Гитлер капут!", а дать подробные показания, послужившие основой для легенды разведчика Сергея Дементьева.
Рюкерт сообщил, что немецкое командование рассчитывает использовать окруженные дивизии в битве за Берлин. Существует приказ и со дня на день должна начаться эвакуация.
Чтобы уточнить эту информацию, в приморский портовый город на территории занятого немцами плацдарма и был заброшен капитан Дементьев, владеющий немецким с берлинским произношением, вызубривший биографию настоящего Рюкерта и с его документами. Для прикрытия сброса парашютиста использовали массированный налет советских бомбардировщиков.
Задачей Дементьева было легализоваться в городе, устроившись так, чтобы быть в курсе хода эвакуации, конкретизировать время выхода и состав транспортов и передавать информацию с позывным 11-17, пользуясь рацией, полученной на явке. Жить на явочной квартире было нельзя, как и выходить там в эфир. Следовало снимать жилье в городе. В общем, мелочи - начать и кончить).
Не то, чтобы наша разведка раньше не интересовалась оккупированной территорией, но предыдущий заброшенный агент с позывным 23-12 давно не выходил на связь. Вероятно, провалился, так как гестапо шерстило город вдоль и поперек. С такими вдохновляющими вводными Дементьев приступил к исполнению задания.
Василий Ардаматский был фронтовиком, военным корреспондентом. До войны, работая радиожурналистом в Латвии, он, по его словам, сам видел шпионов и диверсантов и присутствовал при их допросах. После войны - пользовался архивами КГБ. Так что, судя по всему, писатель знал тему хорошо. В повести это заметно, но в кино автор, видимо, пошел на более свободные допущения в пользу зрелищности.
С одной стороны, фильм, в котором на сюжет книги наращены бытовые детали и новые действующие лица, более живой и интересный, с другой - возникли некоторые неправдоподобные подробности.
Ну зачем выбрасывать человека в городском парке, если по легенде он топает от линии фронта? Пусть через посты пройдет, отметки о прибытии получит, документы-то у него подлинные. В повести разведчика сбрасывали за городом, не стоило и переиначивать. Другие изменения упоминать не буду, слишком раскрывают сюжет, но пару раз вы точно скажете: "Как в кино".
Под местом событий, вероятно, имелась ввиду Лиепая или Вентспилс, один из крупных портовых городов, оказавшихся на территории блокированной Курляндской группировки войск в ходе боевых действий осени 1944 г. - весны 1945 г. Вплоть до капитуляции Германии там шли упорные бои.
Фильм местами наивный, но, по-своему, обаятельный. Дементьева-Рюкерта играет Борис Быстров, ранее засветившийся на советском экране в образе красавчика Алладина. Актер заметно раздался вширь, но, по-прежнему, хорош собой. На мой взгляд, ему более идет трехдневная небритость и легкая растрепанность, чем приглаженный и аккуратный вид.
Разведчик изображает из себя служаку, "ест глазами" начальство, но с мирными гражданами очень добр. Лилипутам дорогу уступает. Знакомой девушке, ступившей на скользкий путь торговли собой, заказывает ужин и сбегает, подсунув крупную купюру.
Дочь хозяйки квартиры, то публичные выговоры ему делает, то висит на радиоприемнике, ловя московскую волну, то играет на пианино попурри из немецких и советских мелодий, а он все терпит. Как-то в повести Дементьев меньше выпадал из образа, хотя тоже был склонен к риску.
Что меня удивило, так это поведение латышей и в книге и, тем более, в кино. Такое чувство, что они считали себя равноправными гражданами рейха. Возмущались, что оккупанты у них перед отъездом ценности конфискуют. Как будто им охранные документы на предметы искусства, действительно, выдавали ради защиты их собственности.
Можно предполагать, что в Прибалтике немцы в быту вели себя с населением более прилично, но все же на территории Латвии располагалось 23 концентрационных лагеря и молодежь в Германию оттуда тоже угоняли. Давно пора бы, кажется, снять розовые очки. У русских, вообще, не было возможности их надеть. У нас на оккупированных территориях сразу становилось ясно, что новые хозяева отнять у тебя могут все, в том числе и жизнь, в любой момент и безнаказанно.
Очень приятно, что в фильме появилась собака. Люблю зверей в кадре, тем более таких симпатичных. Она даже невольно внушает расположение к своему хозяину, Дитриху, которого играет режиссер картины Виктор Щеглов. Если помните, в "Семнадцати мгновениях весны" он снялся в небольшой роли следователя, выдававшего себя за страхового агента перед радисткой Кэт в клинике "Шарите".
Ну и, разумеется, нельзя обойти вниманием прекрасную песню:
В этот дымный рассвет
Сотни бед, сотни бед
Караулят меня на дороге.
Только я не боюсь,
Сквозь огонь я прорвусь!
День великой победы уже на пороге.
За последней чертой
Завтра бой, завтра бой –
Я оттуда вернусь непременно.
Если я не вернусь,
Не вернусь к вам живой,
Может быть, я вернусь к вам далёкой легендой.
(Музыка Э. Колмановского, слова В. Крючкова).
В картине снимались: Павел Махотин (полковник Довгалев), Серафим Зайцев (Павел Арвидович Лейманис, связной), Виталий Балагуров (Карл, племянник Лейманиса), Электрина Корнеева-Левитан (мадам Песис), Ольга Селезнева (Рута), Татьяна Щукина (Зина Котова, радистка), Геннадий Донягин (Андрей, радист), Николай Бриллинг (Брандт, гестаповец), Валерий Казинец (фельдфебель Ширер) и другие актеры.
Мой обзор закончен. Приятного просмотра! Предыдущий обзор многосерийного фильма на военную тему назывался: "Последний рейс "Альбатроса": забытая экранизация повести Е. Федоровского о разведчиках "Штурмфогель без свастики".