Сын великого путешественника и сам стал путешественником. А еще он 25 лет руководит экспедициями своего отца. Оскар Конюхов рассказал о своих амбициях, о музее своего отца и о бутылке коньяка, которую он выпьет еще не скоро.
Часть 3
Тут нельзя хлопнуть дверью
Какой книжный фестиваль без презентации книг. Одним из авторов, кто представил свое произведение на летнем книжном фестивале «Смена» в Казани в этом году, стал сын великого путешественника Оскар Конюхов. Книга его называется «С отцом по всему свету». И мне удалось немного поговорить с ним.
- Про что ваша книга?
- Она для широкой аудитории, рассказывает о взаимоотношениях в нашей команде, между моим отцом, мной как сыном и руководителем штаба, - говорит Оскар Конюхов. Она будет интересна для менеджеров, для организаторов крупных спортивных соревнований и экспедиций. Там достаточно большой кусок, я посвятил по работе с журналистами, привлечению спонсоров своих мероприятий. Там собран хороший опыт моих международных экспедиций.
- Тяжело далась книжка, ведь путешествовать и координировать экспедицию – это одно, а писать - это совсем другое…
- Когда ты работаешь на экспедиции, постоянно находишься в движении. Я человек действия. И сесть за стол и статично писать этап за этапом, для меня было сложно.
- Какого быть тенью своего отца, у вас ведь тоже есть свои амбиции?
- У нас амбиции разных направлений. У отца, как у путешественника у меня как проектного менеджера. Его задача достичь вершину, облететь вокруг света. А у меня - организовать этот процесс.
Это примерно как чемпионат мира по футболу. Те, кто вышел на футбольное поле, и играют - у них одни амбиции. А те, кто затащили чемпионат мира в свою страну, организовали футбольные поля, приезд всех команд, освещение в СМИ - это очень качественный менеджмент. Поэтому я хочу приобщать себя к этой касте людей, и в этом мои амбиции.
- Как отключить эмоции, ведь вы прекрасно понимаете, что из-за одной ошибки можете лишиться не просто знаменитого путешественника, а своего отца…
- Да, это чуть больше ответственности. Конечно, одно дело, когда ты просто работаешь со спортсменом или с путешественником, как наёмный менеджер. Другое – когда это твой отец и вся семья следит за вами. И от твоих решений зависит благосостояние семьи и вернётся ли живым отец.
И ты тут работаешь не на страх, а на совесть. Эмоции прятать не надо, они всегда присутствуют. Просто нужно их контролировать. Есть радость, переживание, огорчение - без этого никак.
Но я знаю точно, что в таких проектах нет места дешёвым эмоциям, неконтролируемым срывам. , Потому что ты подведёшь очень много людей: отца, партнёров, коллег по логистике, кто выстраивал этот маршрут, людей, кто помогал с экипировкой... Это 500 – 100 человек в разных странах в зависимости от сложности и продолжительности путешествия. А ты почему-то решил проявить эмоции, неадекватно отреагировал, хлопнул дверью… Такого быть не должно.
Главное, чтобы у детей был свой Эверест
- ОК. Но вы хотели, чтобы ваши дети тоже стали путешественниками и руководили экспедициями?
- Я бы хотел, чтобы они ставили себя амбициозные цели. Не важно, где. В бизнесе, в строительстве, в науке. Главное, чтобы была большая цель. Эверест в их понимании. Я бы не хотел, чтобы они всю свою жизнь ходили с понедельника по пятницу на работу, перекладывали бумажки, а на выходных жарили шашлыки. И так прошла вся их жизнь.
Мы все-таки показали им мир, у них такой дед. Они с ним общаются. Надеюсь, что это их вдохновит и заложит такой стержень, что они сделают что-то полезное и принесут пользу в нашей стране.
В семье только я пошел по папиным стопам. Остальные больше помогают морально.
Неправильно, когда дед врач, отец – врач, сын вообще не хочет быть врачом. Поэтому мы приходим в поликлинику и видим скучного доктора, который вообще не хотел становиться им. Его это тяготит, ему это не интересно. Но родители сказали – «нужно быть врачом! У нас же целая знаменитая династия»…
Мы ни в коем случае так своим деткам не говорим.
Музей Федора Конюхова
- А какие ваши амбиции на ближайшее время?
- Если говорить об экспедициях, это кругосветное путешествие на катамаране на солнечной энергии. Перелет через нашу страну на воздушном шаре от Мурманска до Чукотки.
В своей книге я рассказываю всего о 9 экспедиций, а у нас их больше 20. И сейчас я общаюсь с читателями, получаю от них вопросы и понимаю, в каком ключе сдавать следующую книгу, потому что повторяться я не хочу, мне бы хотелось собрать обратную связь. Таким образом, раскрыть вопросы, которые я не раскрыл в первом издании. И фестиваль «Смена» мне в этом в том числе помог.
А вообще, я хотел бы создать музей путешествий Фёдорова Конюхова. На тысячу квадратов. Чтобы там были все его артефакты, экипировка, картины, которые он рисует дневники, фотографии. Конечно, из-за того, что я живу в Москве, мне бы хотелось создать музей именно там. Но мне кажется, перспектив сделать музей в Казани гораздо больше....
- Общаясь с вашим отцом, он мне признался, что несмотря на возраст, запланировал все свои путешествия до 2030 года. И у него есть огромный соблазн начать бронировать свое время и дальше…
- Это очень хорошо, когда человек планирует максимально на дальний горизонт. Это значит, что он живет полноценно жизнью. Очень плохо, когда человек говорит: Все. я вышел на пенсию в 65 лет, жизнь активная кончилась я на даче или у телевизора… Федор действительно расписал экспедиции на много лет веред. Он мне подарил бутылку коньяка 1975 года выпуска, и сказал: «Оскар, храни, выпьем в 2050 году, когда тебе исполнится 75 лет». Это мне 75, а ему-то будет 99.
Где нельзя встретить пингвина и белого медведя
К слову, Оскар Конюхов очень тщательно отнесся к выбору издательства, которое работало над его произведением.
- Крупные издатели ориентированы на то, чтобы все сделать быстрее, дешевле, скорее запустить пустить в массы. А у меня в библиотеке много книг Paulsen. Там действительно крутые вещи делают, каждая страница проработана, на каждый разворот кто-то потратил ни один день. Они очень бережно относятся к материалу. Пример: когда я принес фотографии и рисунки папы в крупное издательство, мне сказали, блин, да всю эту «макулатуру» обрабатывать замучаешься». А тут восхитились собранным архивом.
Фишка в том, что Paulsen – непростое издательство. Они специализируется на выпуске книг, посвященных освоению, поколению Арктики и Антарктики. Там работают с известными путешественниками, с русским географическим обществом. И каждая книга-это научная работа, основанная на реальных событиях, на реальных документах и картах.
- Наш создатель, шведский бизнесмен, путешественник и филантроп Фредерик Паулсен очень любит Россию и Арктику, - говорит представитель издательства Ирина Казачкова. - Он считает, что очень много в будущем будет происходить именно там. А 60 процентов территории России это именно арктическая территория.
А в начале нулевых, когда мы появились, в нашей стране не было ни одного издательства, которое бы профессионально издавало книги про Арктику, про арктические регионы. Да, эти книги прекрасно издавались в 30 годы прошлого века, в советский период, а в современном времени эта ниша оказалась свободной. Хотя путешественники и ученые, покоряющие эти просторы, остались. А с 2015 года мы поняли, что нужно растить молодое поколение, которое ничего не знает про свою историю. Потому что не на уроках географии, не на уроках истории про освоение Арктики ничего не знают.
По словам Елены Казачковой, удивительных историй очень много. А вопрос – «чем отличается Арктика от Антарктики» ставит в тупик не только детей и подростков, но и взрослых. И где именно нельзя встретить пингвина и белого медведя.