Мы когда-то рассказывали о канонерских лодках «Сивуч» и «Бобр» с их немного непривычной «архитектурой». Канонерские лодки имели достаточно непривычную для нас форму носовой оконечности, с установленным в носу одиночным 9-дюймовым орудием. Казалось бы, от этой концепции уже отошли, ибо в 1885-м году началось строительство канонерских лодок типа «Кореец», у которых носовая оконечность хоть и имела таранные обводы, но в целом, имела более привычные (и удачные) обводы. Здравый смысл восторжествовал. Но, ненадолго.
17 ноября 1887 года в Морском техническом комитете (МТК) Российской империи состоялось совещание на предмет строительства нового типа канонерских лодок для Балтийского флота. По резолюции И. А. Шестакова к разработке проекта броненосной лодки с ходом до 15 узлов, осадкой не свыше 3,35 метра (11 футов) и с вооружением из одного 8-дюймового орудия и известным числом скорострелок приступили 17 ноября 1887 года. В ходе проектирования вооружение было изменено на одно 9-дюймовое орудие в носовой части и одно 6-дюймовое в кормовой части. Артиллерия главного калибра этих канонерок была чуть новее: это были орудия образца 1887 года с длиной ствола в 35 калибров под бурый (но дымный) порох. 9-фунтовые бортовые пушки были заменены на 47-мм пушки Гочкиса (6 шт). Был добавлен противоминный калибр (4 револьверных пушки Гочкиса 37-мм), два минных аппарата.
По сути, вернулись опять к прежней концепции, но на новом уровне: канонерские лодки планировалось строить более быстроходными, и бронированными. 24 августа 1888 года в МТК был утверждён окончательный вариант проекта, по которому предусматривалось строительство четырёх лодок — «Грозящий», «Гремящий», «Отважный» и «Храбрый» с изменённым составом вооружения. Наряд на постройку получили Новое Адмиралтейство и Балтийский завод. Традиционно принято писать, о том, что по этому проекту построены 4 единицы, однако они получились немного разными (а, некоторые даже не немного).
Головной «Грозящий» строился на Новом Адмиралтействе. Корабль заложен 20-го мая 1899 года, спущен на воду почти ровно через год, 19 мая 1890 года. Корабль вступил в строй 2 февраля 1892 года. Силовая установка для этой канонерской лодки разрабатывалась шотландской компанией «Napier&Son» она состояла из горизонтальной паровой машины и 6 котлов Бельвиля.
Как отмечал P. M. Мельников: «Канонерские лодки типа „Грозящий“ отразили качественно новый этап в развитии кораблей этого класса. В них воплотилась концепция малого артиллерийского корабля, предназначенного не только для обороны побережья, но и для активных операций на всем Балтийском театре. Идея свободы действия русского флота в Балтийском море, возрождавшаяся с началом постройки мореходных броненосцев, требовала значительных усилий — Германия устойчиво опережала Россию по количеству броненосцев и реально компенсировать это превосходство можно было лишь путем расширения функций канонерских лодок. Сделав эти корабли эскадренными, можно было надежно обеспечить охрану своих броненосцев от миноносцев противника, а при подходящих обстоятельствах ввести их в артиллерийский бой главных сил».
Объективно говоря, я не совсем разделяю столь восторженную оценку. Это реализация тупиковой концепции новыми средствами. Учитывая «скорострельность» 9-дм и 6-дм орудий, слабость остальной артиллерии, следует признать крайне ограниченную боевую применимость этих канонерских лодок. По сути, получился маленький броненосец «Гангут» (с теми же недостатками).
Эти канонерские лодки можно было применять только на Балтике, во взаимодействии с фортами, и, то, в связи с увеличением осадки до 4,4 метров, сфера их боевого применения сильно "сузилась". Терялся сам смысл создания канонерской лодки.
Более того, на испытаниях канонерка не смогла достичь требуемой контрактом скорости. На одном пробеге скорость получилась 10,5 узлов (неудачу списали на поломки), при последующих пробегах, после устранения неполадок, смогли достичь 13 узлов, но не более того.
По мнению известного историка флота Р.Мельникова: ««…это один из удручающих примеров домостроя. Факты таковы: „Кореец“ был сдан частным шведским заводом в полной готовности менее чем через год после начала постройки, частная верфь РОПиТ в Севастополе сдала лодку „Черноморец“ через полтора года, казенное Николаевское адмиралтейство лодку „Запорожец“ — через два с половиной года, а постройка „Грозящего“ на гораздо более оснащенной казенной верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге продолжалась более четырёх лет.» Мнение достаточно спорное, но оставим его без комментариев.
Тем не менее, вслед за «Грозящим» начали строить еще два корабля, по измененному проекту.
«Отважный» строился на Балтийском заводе, «Гремящий» строился на Новом Адмиралтействе. Причем их изначально строили под горизонтальные паровые машины, но, потом проект был изменен. Эти корабли получили вертикальные машины тройного расширения.
Машины для «Гремящего» были разработаны и изготовлены фирмой «Maudsley, Sons & Field» (контракт от 7 января 1891 года), машины «Отважного» делал Невский завод (контракт от 16 апреля 1891 года).
Каждый из кораблей имел уже не 6, а 8 котлов Бельвиля (на «Гремящем» все, кроме одного котла – импортные, на «Отважном» импортные, но собранные на Франко-Русском заводе), броню заказали Виккерсу (по контракту от 5 января 1891 года), рулевую машину тоже заказали за рубежом. Дейдвудные валы, штевни, винты, механизмы – тоже английские.
Парадокс заключается в том, что даже стволы шестидюймовок были импортными. 6-дюймовые орудия с длиной ствола в 35 калибров, было изготовлено англичанами, по системе Лонгриджа, при которой скрепление осуществлялось стальной лентой размером 6,6×1,3 мм, навивавшейся в холодном состоянии. Ряд авторов пишет о том, что орудие при этом получалось на 20% легче, в чем я лично не очень уверен, ибо подобные стволы чаще всего получались наоборот, чуть тяжелее.
В ходе испытаний «Гремящий» на мерной миле показал скорость в 14,2 узла. Общая строительная перегрузка составила 205 тонн. «Гремящий» принят в казну и вступил в строй в 1893 году, чуть позже в строй вступил «Отважный». На мерной миле «Гремящий» дал 14,2 узла, «Отважный» 14,8.
В общем-то «Гремящий» и «Отважный» строились для Балтики, но, судьба их закинула на Дальний Восток.
Обе канонерки достаточно активно принимали участие в подавлении восстания ихэтуаней, перебрасывая войска, и ведя самостоятельные действия.
Обе канонерки сыграли важную роль в штурме Инкоу. В принципе, в качестве поддержки войск, возможно, канонерки и имели смысл.
После подавления восстания обе лодки базировались на Порт Артур. Ночью 27 января 1904 года, когда корабли Порт-Артура без объявления войны были атакованы японскими миноносцами, канонерская лодка «Отважный» находилась на внутреннем рейде в белой окраске мирного времени. На внешний рейд лодка вышла только к концу боя к 11 часам 40 минутам. После осмотра бухт Сикау и Тахэ, так и не встретив неприятеля, корабль вернулся в Порт-Артур к 19 часам вечера.
8 февраля 1904 года «Отважный» и "Бобр" были включены в Отряд подвижной обороны под командованием контр-адмирала Лощинского М.Ф.
14 марта 1904 года лодка участвовала в отражении второй попытки японских брандеров закрыть выход на внешний рейд. После этой атаки адмирал Макаров разработал инструкцию для охраны входа на внутренний рей Порт-Артура. Согласно ей, «Отважный» должен был освещать рейд прожекторами и обстреливать обнаруженные корабли противника. А все дежурные катера и миноносцы подчинялись командам командира лодки, который руководил отражением атаки.
К началу Русско-японской войны в январе 1904 года, «Гремящий» находился в доке, ведя корпусные работы и меняя стволы орудий. К апрелю лодка была готова, и с 9 апреля поставлена на входе на рейд.
В ночь с 19 на 20 апреля 1904 года "Гремящий" и «Отважный» участвовали в отражении третьей попытки закрыть выход на внешний рейд брандерами. За время боя лодка "Отважный" успела сделать 196 выстрелов из 47-мм орудий Гочкиса.
Несмотря на не совсем удачное вооружение и малую скорость хода, канонерские лодки использовались очень активно.
5 августа 1904 года «Гремящий», при проведении в гавань Порт-Артура французского парохода Jorges с продовольствием, наскочил на мину, взорвался и затонул на внешнем рейде крепости на расстоянии трёх миль к югу от входного маяка. При взрыве погибло 8 человек, в основном кочегаров, остальную команду спасли из воды с подошедших миноносцев
26 октября 1904 года «Отважный», находясь на внешнем рейде под Золотой горой, получил попадание 280-мм снаряда. Взрывом были повреждены дно в румпельном отделении.
10 декабря 1904 года было принято решение полностью разоружить «Отважный» полностью, а весь экипаж отправить на сушу для обороны крепости под началом капитана 1 ранга Эссена Н.О.
20 декабря 1904 года канонерская лодка «Отважный» была затоплена на внешнем рейде рядом с броненосцем «Севастополь». А 22 января 1905 года корабль был исключен из списков флота.
Ну, а какова судьба четвертого корабля этой серии? Ну, если честно, то четвертый корабль получился совсем иным. Он даже выглядел иначе, выпадая из "носорожьего" племени.
Канонерская лодка "Храбрый" была заложена 15 декабря 1894 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущена на воду 9 ноября 1895 года.
Котлы у нее были не Бельвиля, (как читатель может помнить из предыдущих статей), а экзотические: братьев Никлосс (всю эпопею мы описывали ранее). По факту, канонерка выдавала 14.5 узлов (на мерной миле).
Получила она два вполне приличных 8-дюймовых орудия (не таких, как на "Корейце", а, нормальных 45-калиберных под пироксилиновый порох) В корме у нее стояла вполне приличная шестидюймовка Канэ. Кроме того, канонерка имела 5 × 47-мм, и 7 × 37-мм Гочкиса и один торпедный аппарат (нормального калибра 456-мм).
28 августа 1899 года «Храбрый» отправился в своё первое заграничное плавание, и тут же всплыли недоделки. «Храбрый» был отправлен во Францию и прошёл ремонт на заводе «Форж и Шантье де ла Медитерране».
23 мая 1900 года корабль вышел из ремонта. В Средиземном море «Храбрый» нёс службу как корабль дипломатической миссии, канонерская лодка в течение нескольких лет ходила по портам Средиземного моря, как в составе отряда, так и в одиночку. С началом Русско-Японской войны, все корабли под Андреевским флагом начали возвращаться в Россию из Средиземного моря. В распоряжении русской дипломатической миссии оставили лишь «Храбрый» и несколько миноносцев.
Во второй половине 1915 года «Храбрый» был включён в состав Морских сил обороны Рижского залива. Тогда же произошло перевооружение канонерской лодки: вместо устаревших орудий были установлены орудия с германского крейсера «Магдебург», погибшего у русских берегов 26 августа 1914 года.
Канонерская лодка приняла участие в обороне Рижского залива. После ухода немцев из залива «Храбрый» в составе отряда оказывал поддержку сухопутным войскам, при участии канлодки в октябре 1915 года был также высажен тактический десант в районе маяка Домеснес. В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил и роль канонерки «Храбрый» в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на Рижском направлении.
В 1916 году канонерская лодка была вновь перевооружена, на этот раз на новые 130/55 мм орудия. Из-за активности немецкой авиации на «Храбром» установили также зенитный пулемет. Одновременно с перевооружением была проведена модернизация, которая коснулась боевой рубки (поднята на 0,9 метра). Кроме того, были увеличены размеры носового мостика, убраны кормовой мостик и штурманская рубка.
Канонерская лодка участвовала в Моонзундском сражении.
С октября 1918 года по 1922 год канлодка находилась на долговременном хранении в Кронштадтском порту. В конце 1922 года получила название «Красное Знамя». С 31 декабря 1922 года по 15 марта 1940 года использовалась в качестве учебной канонерской лодки. С 11 января 1935 года — в составе 2-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря.
В 1930 году прошла ремонт и перевооружение. От старой лодки фактически остался только корпус.
Во время Великой Отечественной войны участвовала в обороне побережья Финского залива и Ленинграда. 16 ноября 1942 года затонула у острова Лавенсари после попадания торпеды, выпущенной финским торпедным катером V-2 (трофейный советский торпедный катер № 141 типа «Г-5»)