Найти тему
Записки плохого официанта

Кофе четвёртой волны

Юрий Никитин вспоминает, как привёл однажды в Москве свою знакомую с Украины, откуда и сам родом, в магазин под названием "Сыр", и там Светлана удивилась, почему это Юра отмахнулся от пакета с готовыми и нарезанными кусками сыра и потащил её к соседнему прилавку, ведь пришли, как кажется, за сыром, так куда же?..

А тот объясняет, дескать, это был вологодский сыр, а вот тут будет костромской, он помягче, тебе понравится.

И Светлана говорит:

- Зажрались, москвичи... Костромской, вологодский... Имена какие-то. У нас знают только одно название: сыр. И когда появляется в продаже - тут же сметают.

А Никитин рәхәтләнеп подливает бензина, говорит, дескать, а бывает ещё и чеддер, но, редко, увы, увы...

Ситуация напоминает ту же, что сложилась годами позднее в кофейном мире: прежде знали одно слово "кофе" и брали, каким бы он ни был. Сорт, вид, страна, место произрастания - никого не интересовало, хотя эмпирически, полагаю, все ощущали, что продукт, при унитарном названии, сильно отличается один от другого.

Сейчас, к примеру, моё утро началось с Бразилии Бом Хардим, натуральной экспериментальной обработки, разновидность арабики, а именно - катуаи, из региона под названием Серрадо Минейро, 1100 метров над уровнем моря, международная оценка от Q-грейдера - 86 баллов; из 100, понятно.

Много информации для непосвящённого человека, но при четвёртой волне и этой информации мало, ведь неизвестно имя фермера, а как же тогда реинвестировать средства в его хозяйство, в источник?

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, скажет, дескать, ты объясни толком, ничего не понимаю, о чём речь? какой фермер? какое хозяйство? ты кофе пьёшь за завтраком или думаешь о судьбах каких-то иностранных оборванцев?

А я вам отвечу - смотрите динамику развития кофейной индустрии от так называемой "первой волны" до так называемой "четвёртой волны":

Кофейные зёрна

1-я волна: среднее качество

2-я волна: выше среднего

3-я волна: высокое качество

4-я волна: очень высокое (особое) качество

Источник

1-я волна: континент или страна ("Кофе из Африки")

2-я волна: страна или регион ("Кофе из Бразилии")

3-я волна: регион или место произрастания ("Кофе из Эфиопии, Иргачеффе")

4-я волна: маленький район или конкретное фермерство ("Кофе из Coffea diversa, Коста-Рика, фермер - сеньор Гонсало")

Вот смотрите - приходишь в Skuratov, они тебе вместе с кофейком и выпечкой дают вот такую бумажку, на которой информация о заказанном тобою кофе:

Вроде бы ты не просил - а полагается так.

Но, повторюсь, нет имени конкретного фермера или названия конкретной плантации, потому - информации недостаточно, недостаточно. На четвёртую волну не тянет.

Вкус и аромат

1-я волна: переменный, часто дымчатый и тёмный вкус, пепельный аромат

2-я волна: последовательно/стабильно/предсказуемо средние вкусы, прочный "кофейный" аромат ("кофе со вкусом кофе")

3-я волна: очень хорошие, разнообразные вкусы, широкий диапазон ароматики (ягоды, цветы, специи)

4-я волна: отчётливо прекрасные вкусы, превосходный аромат (персик, мандарин, ореховая нуга, молочный шоколад)

Честная торговля

1-я волна: Нет

2-я волна: Возможно

3-я волна: Да, необязательно

4-я волна: Непременно да

Прямая торговля

1-я волна: Нет

2-я волна: Нет

3-я волна: Возможно

4-я волна: Да

Органический кофе

1-я волна: Нет

2-я волна: Возможно

3-я волна: Возможно

4-я волна: Да

Мировоззрение

1-я волна: Недорогой/дешёвый кофе

2-я волна: Замечательное кофе капучино с корицей погорячее

3-я волна: Статус, атмосфера и опыт

4-я волна: Взаимное партнёрство от почвы до глотка

Чего только не придумают, чтобы цены поднять, верно?

-2