«Пёс смердящий». Наверняка многим знакомо это словосочетание. Кто-то даже вспомнит, что его использовал в своем монологе актёр Юрий Яковлев, сыгравший Грозного в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Киношный царь употребил нелестный эпитет по отношению к режиссёру Якину.
Сравнение человека с собакой здесь не случайно. Рассматриваемое выражение имеет древние корни. Собака у воцерковлённых русичей считалась нечистым животным, которое не должно пересекать не только порог храма, но и дома. Дабы не осквернять их.
Тот же Иван Грозный в послании инокам Кириллова монастыря называл «псом смердящим», «окаянным» и «скверным» самого себя...
Кроме того предки использовали такое ругательство как «собака некрещеная». Так называли инородцев, в том числе, половцев и монголов.
Дыма без огня, разумеется, не бывает. Ноги у религиозной собакофобии растут из Библии. Именно в Священном Писании наши четвероногие друзья выставляются носителями скверны, также как и свиньи.
Всего в Библии собака упоминается больше 30 раз. Наиболее часто её образ связан с еретиками, лжепророками и прочими вероотступниками. Перечислять все эпизоды не вижу смысла. Но вот несколько цитат:
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. ( Матфея 7:6)
Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания. (Филлипийцам 3:2)
Не вноси платы блудницы и платы пса в дом Господа Бога твоего, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
(Второзаконие 23:18)
Тут говорится о запрете принимать «грязные деньги» (пожертвования от распутных людей и еретиков).
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город. А вне города — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
(Откровение 22:14-15)
Но с ними (грешниками) случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину» и «Вымытая свинья идет валяться в грязи». (Петра 2:22)
Вероятно с последней из приведённых цитат связано понятие о собаке, как о нечистом животном. Действительно, гуляя со своим питомцем, мы и сейчас то и дело отгоняем его от всяческих дурнопахнущих объектов, требуем выплюнуть «бяку», не валяться в myxляmuне, и т.д.
Все эти собачьи причуды на самом деле имеют вполне рациональное объяснение. Они достались нашим братьям меньшим от волков. Чтобы подобраться ближе к жертве хищники маскируют свой запах с помощью всяких «ароматных» непотребств.
Но древним евреям тяга четвероногих к продуктам разложения вероятно казалась противоестественной, грязной, как... ересь, вероотступничество.
Также популярна версия, что иудеи внесли собаку в категорию «нечистых» из-за напряжённых отношений с египтянами и вавилонянами, которые почитали это животное.
Так или иначе, иудейское отношение к собаке частично перекочевало в христианство и ислам.
Мусульманам предписывается всячески ограничивать свои контакты с этим животным. Особенно это касается облизывания.
В православии не всё так однозначно. Единого мнения о делах собачьих нет даже у священников внутри одной епархии. Одни батюшки называют «нечистоту» собаки околоцерковным предрассудком. Другие отказываются освящать квартиру, если в ней живёт питомец- осквернитель.
При этом, и первые, и вторые единодушно выступают категорически против появления хвостатых в храме. Либо из-за грязных лап, либо из-за нечистоты ритуальной.
Впрочем древнесемитское мировоззрение постепенно уходит в прошлое. И это не может не радовать.
При этом патриарх Кирилл, лукавит, когда говорит: «Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными!»
Такую же мантру упорно повторяют и многие наши религиозные друзья.
Однако, чтобы опровергнуть это утверждение, достаточно вспомнить несколько наставлений из прошлых веков.
Если кто из-за болезни изблюет причастие, пусть постится 3 дня. А то, что изблевал, пусть сожжет на огне. Пусть пропоет 100 псалмов, если блевотину съедят собаки – пусть постится 100 дней»
(Вопрошание Кирика, XII в)
Для скотины и собак держать особые миски, и чистой посуды не поганить. (Домострой, XVI в.)
Также «дискриминацию» собак на Руси отчасти подтверждают правила, сохранившиеся у старообрядцев.
Тут надо уточнить, что Большой Потребник издан по благословению патриарха Филарета, почти за 40 лет до церковного раскола. То есть всё это время он был официальным сборником инструкций для служителей РПЦ.
Спасибо за внимание!