Эта статья является частью Дневника судостроителя, я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko).
Сегодня взялся за листы фанеры толщиной 9 мм (по проекту 10 мм). Их всего два, каждый распустил вдоль на две части разной ширины: 640 мм и 580 мм. Из этих частей будут склеиваться панели днища.
Я побоялся вырезать детали набора до склеивания панелей: вдруг не удастся фаска, криво склеятся части или ошибусь в размере? А так я оставил себе шанс переделать. Так что буду склеивать длинную панель 4800 мм.
Подготовил рабочее место для фрезерования фаски. Закрепил лист фанеры: он лег идеально, плотно примкнув к "жертвенной" подложке. Включил фрезер, как вдруг вспомнил, что на рамке приспособления необходимо поменять опорную пластину 6 мм на 9 мм (в соответствии с толщиной фрезеруемой детали)! А чтобы не внести дополнительную погрешность, решил вырезать её непосредственно из листа.
Всё то время, пока я возился с опорной пластиной, фанера загорала на солнце...
Урок физики от Солнца
Желание насладиться ласковыми лучами вечернего солнца сыграло со мной забавную шутку и заставило вспомнить о тепловом расширении тел. Расширилось ли моё тело, я не заметил... А вот верхние слои шпона, нагревшись и расширившись, изогнули лист фанеры дугой. Совсем недавно он лежал идеально! В процессе фрезерования фаски деформация листа становилась ещё более непредсказуемой!
Отсюда мораль: фрезеруйте фаску в тени!
С ситуацией я боролся, выполняя фрезерование непосредственно возле правой боковины рамки и часто передвигая рамку на небольшое расстояние слева направо (около 5 см). Тогда вес каретки и фрезера прижимают лист к подложке через боковину рамки, и удается получить приемлемый результат. Завершать фрезерование всегда сложнее, так как рамка выходит за пределы листа и возможны перепады по глубине в 0.1-0.15 мм, которые на прочности клеевого соединения не сказываются (если не пытаться их исправлять наждачной бумагой и "завалить" при этом фаску).
Итог за день
- Время: 4 часа
- Деньги: 0 руб
Всего за проект
- Время: 62 часа
- Деньги: 25746 руб