Найти тему
Я люблю лодки!

15.06.2023 Начал изготавливать детали днища лодки. Солнце преподало урок по основам физики

Оглавление

Эта статья является частью Дневника судостроителя, я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko).

Сегодня взялся за листы фанеры толщиной 9 мм (по проекту 10 мм). Их всего два, каждый распустил вдоль на две части разной ширины: 640 мм и 580 мм. Из этих частей будут склеиваться панели днища.

Детали днища и набора корпуса лодки
Детали днища и набора корпуса лодки

Я побоялся вырезать детали набора до склеивания панелей: вдруг не удастся фаска, криво склеятся части или ошибусь в размере? А так я оставил себе шанс переделать. Так что буду склеивать длинную панель 4800 мм.

Классная фанера, почти без сучков и заплаток!
Классная фанера, почти без сучков и заплаток!

Подготовил рабочее место для фрезерования фаски. Закрепил лист фанеры: он лег идеально, плотно примкнув к "жертвенной" подложке. Включил фрезер, как вдруг вспомнил, что на рамке приспособления необходимо поменять опорную пластину 6 мм на 9 мм (в соответствии с толщиной фрезеруемой детали)! А чтобы не внести дополнительную погрешность, решил вырезать её непосредственно из листа.

Вырезал кусок из той половинки, которая шириной 580 мм
Вырезал кусок из той половинки, которая шириной 580 мм

Всё то время, пока я возился с опорной пластиной, фанера загорала на солнце...

Опорная пластина 9 мм установлена на своё место, пластина 6 мм лежит рядом
Опорная пластина 9 мм установлена на своё место, пластина 6 мм лежит рядом

Урок физики от Солнца

Желание насладиться ласковыми лучами вечернего солнца сыграло со мной забавную шутку и заставило вспомнить о тепловом расширении тел. Расширилось ли моё тело, я не заметил... А вот верхние слои шпона, нагревшись и расширившись, изогнули лист фанеры дугой. Совсем недавно он лежал идеально! В процессе фрезерования фаски деформация листа становилась ещё более непредсказуемой!

Отсюда мораль: фрезеруйте фаску в тени!

С ситуацией я боролся, выполняя фрезерование непосредственно возле правой боковины рамки и часто передвигая рамку на небольшое расстояние слева направо (около 5 см). Тогда вес каретки и фрезера прижимают лист к подложке через боковину рамки, и удается получить приемлемый результат. Завершать фрезерование всегда сложнее, так как рамка выходит за пределы листа и возможны перепады по глубине в 0.1-0.15 мм, которые на прочности клеевого соединения не сказываются (если не пытаться их исправлять наждачной бумагой и "завалить" при этом фаску).

Фаска 80 мм
Фаска 80 мм

Итог за день

  • Время: 4 часа
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект

  • Время: 62 часа
  • Деньги: 25746 руб

Следующая статья