Найти тему
Вечерняя Москва

Колония-поселение за 40 смертей: почему суд приговорил пилота сгоревшего в Шереметьеве SSJ к шести годам

   Фото: Следственный комитет РФ
Фото: Следственный комитет РФ

Во вторник, 20 июня, Химкинский городской суд приговорил Дениса Евдокимова, пилота сгоревшего в 2019 году в аэропорту Шереметьево самолета Superjet, к шести годам колонии. Также он должен выплатить ущерб по 1,5 миллиона рублей двум жертвам катастрофы. Что известно о трагедии, расследовании и суде — в материале «Вечерней Москвы».

Жесткая посадка

Трагедия произошла 5 мая 2019 года. Самолет RRJ-95B, которым управлял Евдокимов, совершал рейс Москва — Мурманск. При наборе высоты в летательный аппарат попала молния, что привело к отключению автоматики. Пилот принял решение вернуться в аэропорт Шереметьево и был вынужден сажать самолет вручную. Спустя 28 минут после вылета Superjet снова приземлился, но во время посадки загорелся.

При пожаре погибли 40 пассажиров и один член экипажа, еще десять человек получили травмы различной степени тяжести. Всего в салоне находились 78 граждан, в том числе трое детей. Нанесенный ущерб превысил один миллиард 570 миллионов рублей.

По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», а командир самолета был задержан и долгое время находился под подпиской о невыезде.

В гражданской авиации Евдокимов отработал менее 4 лет, а до этого был военным пилотом в звании подполковника.

 Фото: Следственный комитет РФ
Фото: Следственный комитет РФ

Самолет был исправен

Сам подозреваемый свою вину отрицал. Евдокимов утверждал, что лайнер был неисправен и его вины в трагедии нет. Адвокат подсудимого отмечала, что, согласно нормам летной годности, основные опоры шасси должны разрушаться безопасно. Вместо этого в тот трагический день обломки конструкции повредили часть топливной системы, после чего и началось возгорание корпуса самолета.

Помимо этого, защита отмечала, что пилот оставался до конца с гибнущим судном и принимал активное участие в эвакуации пассажиров.

На сторону пилота встал и президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов, который обвинил во всем летное руководство «Аэрофлота». По его словам, ни снижение, ни посадку, ни заход на второй круг пилоты «Аэрофлота» в режиме ручного управления не изучали. Причем в других программах по подготовке пилотов для других моделей самолетов эти упражнения есть, а для Superjet ее нет.

— Программа подготовки пилотов прямому управлению самолетов у компании отсутствовала до катастрофы. Тренировку в режиме Direct Mode проходили только пилоты, осуществлявшие переподготовку. И то инструкторы включали его только в горизонтальном прямолинейном полете, — отметил Дельдюжов.

Однако во время расследования специалисты СК изучили сведения черных ящиков и выяснили, что самолет адекватно реагировал на действия командира судна. По версии ведомства, пилот принял решение о посадке и провел ее неаккуратно, в результате чего самолет два раза отскочил от взлетно-посадочной полосы и частично разрушился. Расследование дела было завершено 15 апреля 2020 года, после чего его передали в суд.

С выводами СК согласился и государственный обвинитель.

— В момент третьего касания стойки были уже частично разрушены. Первый удар стойки выдержали. Второй же удар о полосу был очень сильным, после чего стойки были надломаны. Причина катастрофы — несоблюдение правил эксплуатации судна, — заявил представитель прокуратуры на заседании Химкинского городского суда 24 мая 2023 года.

В итоге прокурор запросил для Евдокимова шесть лет колонии, а также запрет на управление транспортными средствами на три года после освобождения. Максимальное наказание по данной статье — семь лет.

Не выразили претензий

Суд частично встал на сторону обвинения и, несмотря на прошение прокурора отправить Евдокимова в колонию общего режима, отправил командира экипажа на шесть лет в колонию-поселение — там более мягкий режим содержания. Кроме того, суд полностью удовлетворил иски потерпевших. Евдокимов должен будет выплатить двум пострадавшим по 1,5 миллиона рублей. Помимо этого, он не сможет управлять транспортными средствами в течение трех лет после освобождения.

В свою очередь адвокат обвиняемого Наталья Митусова, заявила корреспонденту «Вечерней Москвы», что приговор крайне жесткий, несправедливый и необъективный.

По ее словам, на заседании не были озвучены мотивы и выводы, согласно которым суд пришел к обвинительному приговору.

— Суд не исследовал и не проверил иные версии авиакатастрофы, на которых настаивала защита, как на стадии предварительного расследования, так и следствия. Не исследовал техническую исправность судна, не проводились пожарно-технические и авиационно-технические экспертизы, — отмечает Митусова.

Защитник отметила, что во время судебных заседаний большая часть потерпевших не выразила претензий к пилоту, а также не имела в его адрес материальных исков. По ее словам, отвечая на вопросы прокурора, граждане заявили, что они не сомневаются в компетентности и профессионализме пилота.

— Только двое пострадавших направили в суд требования компенсировать моральный вред, — рассказывает Митусова.

Резюмируя, адвокат отметила, что защита обжалует приговор в ближайшие 15 суток.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов выразил возмущение по поводу самого факта вынесения приговора до окончания расследования Международного авиационного комитета.

— Его целью является не поиск виноватого, а установление причины произошедшего. То есть причина трагедии еще не установлена, а виновного уже назначили, — посетовал Дельдюжов.

Также эксперт отметил, что в большом количестве жертв капитан судна не мог быть виноватым, так как пожар в салоне самолета начался из-за действий бортпроводника.

— Пожар в салоне начался из-за того, что бортпроводник открыл заднюю правую дверь во время движения. Из-за желания «Аэрофлота» сэкономить на «задней кухне» был только один мальчик. Если бы у него был напарник, то он ударил бы его по рукам и не позволил бы ему этого сделать в ситуации, когда в дверное окошко были видны огонь и черный дым, — сообщил Дельдюжов.

Резюмируя, эксперт отметил, что капитан судна дал правильную команду и бортпроводники должны были сидеть пристегнутыми. Член экипажа «открыл дверь самовольно, в результате чего погиб сам и погубил 40 пассажиров».

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

День кинологической службы: как в МВД делают из собак настоящих сыщиков

«Ласковый убийца»: чем опасно повышенное артериальное давление