Найти в Дзене

БИМ – ИГЭУ

Общий вид мануфактуры
Общий вид мануфактуры

Ивановский государственный энергетический университет за свою вековую историю внес значительный вклад в развитие энергетики города Иваново и всей нашей области.

Тесными узами связана история легендарного промышленного предприятия и символа нашего города – Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) и Ивановского энергоуниверситета. Связь эта уходит корнями в то время, когда в городе Иваново-Вознесенске еще даже не существовало высшей школы. Так, например, в 1880-е годы на Куваевской мануфактуре в промышленных целях начинают активно использовать метод электродуговой сварки, изобретенной Николаем Николаевичем Бенардосом. В честь столетия изобретения этого метода, с 1981 года на родине изобретателя в г. Лух ежегодно проводятся международно-технические конференции «Бенардосовские чтения», ведущая роль в организации которых принадлежит ИГЭУ.

Электродуговая сварка, изобретенная Н.Н. Бенардосом
Электродуговая сварка, изобретенная Н.Н. Бенардосом

Крепки связи ИГЭУ и БИМа не только такими частными фактами, но и событиями совместного кропотливого труда на благо родного города. Любое промышленное предприятие нуждается в энергоресурсах, для стабильной работы крупной фабрики требуется стабильная энергосистема. Именно задачами по ее созданию и занимались ивановские энергетики в начале XX века.

Иваново-Вознесенский политехнический институт, созданный в 1918 году, должен был в первую очередь готовить квалифицированные кадры для местной промышленности, которая нуждалась в особой поддержке в условиях экономической политики «военного коммунизма». Отцом современного ИГЭУ является инженерно-механический факультет ИВПИ – один из самых крупнейших в институте. Именно преподаватели ИМФ внесли значительный вклад в восстановление городской промышленности и осуществление в регионе плана ГОЭЛРО.

Фабрика Куваевых. Фото нач. ХХ в.
Фабрика Куваевых. Фото нач. ХХ в.

Уже до революции Куваевская мануфактура, являвшаяся ядром созданной в 1917 году Большой Ивановской мануфактуры, в плане энергетики была одним из передовых предприятий города. К началу XX века здесь была завершена электрификация производства. В 1912 году на Куваевской мануфактуре имелось 5 двигателей «Дизель» общей мощностью 2000 л.с. (всего в городе их было 20) и 6 генераторов. К началу Первой мировой войны на Куваевской мануфактуре уже было установлено электрооборудование мощностью в 3790 л.с.

Топливный кризис и социально-экономические потрясения, вызванные революцией, сильно ударили по производственным показателям предприятия – они сократились в разы. В период НЭПа начинается постепенное восстановление промышленности края, большую роль в этом процессе отводили энергетическому обеспечению фабрик. В этих целях местные государственные учреждения стали привлекать научно-педагогические силы ИВПИ к организационной и проектной работе.

Главный механик мануфактуры
Главный механик мануфактуры

В 1920-1921 годах усилия преподавателей ИМФ были направлены на разработку плана восстановления промышлен­ности и изучение возможностей производственных предприятий с точки зрения рационального ведения хозяйства, условий транспортировки материалов и топлива, обеспечения продуктами вспомогательных производств, технической отчетности и т.д.

В 1921-1925 годах в губернии работали две специальные комиссии, которые подготовили губернский план электрификации. В работе этих комиссий активную роль играли преподаватели и сотрудники инженерно-механического факультета ИВПИ. Одну из комиссий возглавлял декан факультета – профессор Андрей Александрович Борнеман. Разработанный под его руководством план электрификации Иваново-Вознесенской губернии был утвержден Главэлектро в 1926 году. Сразу после этого началась реализация проекта. План предусматривал строительство в губернии районной электростанции (ИВГРЭС) и крупной пароэлектроцентрали в самом Иваново-Вознесенске (ИвТЭЦ-1).

Преподаватели и студенты инженерно-механического факультета ИВПИ.  А.А. Борнеман третий слева в нижнем ряду. 1925 г.
Преподаватели и студенты инженерно-механического факультета ИВПИ. А.А. Борнеман третий слева в нижнем ряду. 1925 г.

По плану именно ИвТЭЦ-1 должна была снабжать электрической и тепловой энергии крупные промышленные объекты города, главным образом предприятия текстильного треста №1, в состав которого тогда входила и БИМ. Местоположение электроцентрали было выбрано не случайно – на территории небольшого болотца на берегу реки Уводь между фабриками БИМ и НИМ (Новая Ивановская мануфактура).

ИвТЭЦ-1 была разработана по уникальному проекту ивановских специалистов и стала второй такой станцией в СССР. Очень большое число преподавателей и студентов инженерно-механического факультета ИВПИ активно участвовали в работах по проектированию ИвТЭЦ-1. Так, например, выдающийся профессор Ивановского энергоинститута Владимир Михайлович Черкасский в 1928 году, еще будучи студентом, работал в должности инженера-конструктора на строительстве ИвТЭЦ-1. Он оставил воспоминания об этом. Значимый след в создании этой станции оставили профессоры ИВПИ – А.А. Борнеман, Н.Г. Новиков, Л.М. Кузьмин и другие.

Турбина Ивановской ТЭЦ №1, которую проектировал А.А. Борнеман, изготовлена на заводе Крупа в Германии.
Турбина Ивановской ТЭЦ №1, которую проектировал А.А. Борнеман, изготовлена на заводе Крупа в Германии.

Со временем ИвТЭЦ-1 приобрела не только промышленное значение, но и общегородское, ее силы стали использоваться в коммунальном хозяйстве. Тем не менее именно запуск этой пароэлектроцентрали стал важным событием в истории БИМ и значительную роль в этом событии сыграли ивановские энергеты, многие из которых продолжили свою научно-педагогическую и производственную деятельность уже в Ивановском энергетическом институте, созданном на базе механического отделения ИМФ ИВПИ в 1930 году.