Вспомните, за сколькими звездами после успешно сыгранного фильма надолго закрепилось амплуа то комика, то простака, то обольстительной красотки или этакой дурнушки. Скольким артистам приходилось преодолевать этот ярлык одной роли, пока кастинг-директора упорно видели в них только один типаж. Спектакль «Закрой глаза и смотри» дает возможность стать кем угодно. Исполняющий роль маньяка через несколько минут может вполне перевоплотиться в святого. Причем для этого даже не обязательно иметь актерское образование. Но обо всем по порядку.
Актерский монолог — личное высказывание
Тот случай, когда создание персонажа начинается из личной истории. Это совсем не значит, что сценарий жизни актера должен совпадать с тем, кого он играет, но определенными чертами характера, мыслями, убеждениями и страхами должен быть ему близок.
«Я никогда не играю персонажа. Я всегда играю себя, в каждом из героев я нахожу что-то свое. Определенные черты или события жизни личности должны тебя цеплять. Например, может быть, в выбранной биографии есть ситуации, которые ты можешь прожить еще раз, проработать. Даже если я выхожу в роли маньяка, для меня важно не его амплуа, а месседж, который я транслирую со сцены, что гораздо глубже», — отмечает актер театра «Арлекиниада» Олег Невежин.
По словам художественного руководителя театрального проекта Вадима Демчог, монолог спектакля состоит из зримого слова и личного высказывания. «В «Закрой глаза и смотри» два ингредиента: что я вижу и что я хочу протранслировать».
Актриса Юлия Лазерсон признается, что обычно исходит не из желания сыграть какого-то персонажа, а из темы и смыслов, которые ее волнуют на данный момент. «Самое важное для меня в этом спектакле, что есть прямой контакт со зрителем. Я могу донести то, что важно».
Роль второго плана
Благодаря такому посылу история становится личной и понятной для каждого зрителя, возникает процесс рождения зримого слова, которое является отличительной чертой спектакля. Актер максимально честен с аудиторией, делится с ней своей болью или опытом ее проживания. И тут зрительный зал начинает играть, примеряя на себя и дорисовывая возникшего на сцене персонажа.
«Мы не забираем у зрителя возможность играть. Мы только вводим его в эту картину, а он сам проживает предлагаемые события. Актер в данном случае живописует сценарий жизни персонажа для того, чтобы максимально погрузить зрителя. В спектаклях более классического формата, ты больше заполняешь собой пространство», — говорит актриса театра Юлия Железняк.
Как бы это ни казалось просто, такая техника требует большого актерского мастерства. Как водится, самое сложное в любом деле — знать меру. Так и участники театрального проекта «Арлекиниада» должны вовремя соединиться с персонажем, а потом отдать пальму первенства зрителю, как бы отойдя на второй план.
Копилка персонажей одного актера может быть радикально разнообразной: от великого композитора, сказочного героя, устойчивого словосочетания до таких понятий как любовь или смерть. И всю эту палитру за один вечер исполняет не актер, а зритель: на его внутренней сцене рождается несколько сюжетов. Он исполнитель главной роли. Поэтому только от воображения смотрящего зависит успех постановки. Актеры театра, в свою очередь, бережно и с любовью проводят аудиторию сквозь жизненные перипетии персонажей.
Подробнее о том, как рождаются персонажи stand-up tragedy «Закрой глаза и смотри» смотрите в программе «Фокус внимания»