Я прекрасно понимаю, что под любой статьёй на подобную тему будет много истошных воплей о попытках очернить нашу Красную Армию и весь Советский Союз.
Тут бы я хотел процитировать одного своего читателя, который на подобный выпад написал примерно следующее:
«Если кому-то нравится изучать историю Великой Отечественной по передовицам газеты «Красная звезда», где писали про миллионы уничтоженных на фронте фашистов и сожжённые десятки тысяч немецких танков и самолётов, всегда могут найти себе собеседником на каком-нибудь митинге, хоть реальном, хоть виртуальном.
Но у тех, кто хочет знать историю своей страны и быть грамотным человеком, возникают вполне здравые вопросы. Например, если у нас было всё так хорошо, то как же немцы дошли до Москвы и Волги? Почему, если мы так замечательно били врагов, то победа одержана с потерями, чуть не в два раза бо́льшими, чем у побеждённых нами врагов?»
И для тех, кто ищет ответов на вопросы, предлагаю попробовать сделать это вместе.
Конечно, начать стоит с того, что основные проблемы РККА лежат не в области вооружений. Но всё остальное мы рассматривать не будем, чтобы не устраивать мешанину… которая и так будет в любом случае.
Давайте попробуем понять, какие недостатки были у Красной Армии с танками и вообще бронетехникой. Отодвинем в сторону про «лучший танк Второй Мировой» и «броню КВ не могла пробить ни одну пушка», и поищем недостатки.
Одной из проблем Красной Армии, которая является общей для всего вооружения, но которую как-то забывают, был невысокий процент современной техники.
Конечно, к лету 1941 года у нас произвели самые современные на тот момент Т-34 и КВ (а также Т-50). Но при этом у нас из 25 тысяч танков к 1-му июня было 7,5 тысяч танков БТ и 10 тысяч Т-26. Даже при том, что почти половина этих машин произведена не ранее 1937 года, то есть, совсем новые, надо не забывать, что это всё машины 20-х годов. Со всеми вытекающими последствиями, которые никакие модернизации не компенсировали.
Немцы переиграли нас в поединке броня-пушка. Их противотанковые и танковые пушки легко били наши Т-26 и БТ.
Кроме того, хоть мы и хвастались тем, как много танков произведено в 30-е годы, стоит напомнить, что планы по выпуску практически все срывались. Мало того, практически не выпускались специальные машины. Из всего запланированного было построено лишь относительно большое число огнемётных танков на базе Т-26. При этом так и не было налажено производство артиллерийских танков или штурмовых орудий, различных типов инженерной техники, машин управления и связи. Кстати, все эти машины разрабатывались и планировались к производству. И это только кажется, что обычных линейных машин достаточно для ведения боевых действий.
О том, что так и не удалось наладить выпуск бронетранспортёров, уже только немой не говорил. Мало того, даже обычных грузовиков, способных передвигаться по нашему бездорожью, для буксировки орудий и перевозки мотопехоты не смогли произвести. Не смогли наладить выпуск требуемого числа мотоциклов.
Что касается недостатков нашего Т-34, то про них написано очень много. Хотя надо заметить, что порой пишут откровенную чушь. Вот прямо в Дзене наткнулся на утверждение, что третьим по значимости недостатков был расположенный в корме двигатель. И далее:
Когда двигатель находится в передней части как у других иностранных производителей, он является дополнительной защитой экипажа от поражающих элементов снаряда при попадании, да и теплее зимой, когда мотор поближе.
С одной стороны, всё написано верно, хотя мотор находится поближе к боевому отделению при любом расположении и греет, скорее всего, одинаково. Но автор, видимо, не знал, что в период Второй Мировой войны не было серийных танков с передним расположением двигателя. Были самоходки, но и то редко.
Впрочем, посмеялись, давайте серьёзно. Честно говоря, я, прочитав некоторое количество обзоров по недостаткам «тридцатьчетвёрки», написанных серьёзным людьми, как-то пришёл к выводу, что особо сильно ругать наш танк не с чего. Восклицать о том, что это было некое техническое совершенство, конечно, глупо. Этого и близко нет. В целом же вполне средний для того времени танк. Понятно, что немецкие машины были удобнее, имели лучше оптику, лучше связь и пр. Но если в рамках темы статьи, то и КВ, и Т-34, едва ли можно отнести к проблемным вопросам.
В целом, же я хотел скорее предложить тему для дискуссии, чем пытаться самому изложить все проблемы Красной Армии… если они были.
Потому я перейду… к артиллерии, а вам же предлагаю высказать своё мнение.
Ну и порекомендую, пожалуй, ещё статью:
Какого типа танков очень не хватало Вермахту и Красной Армии