Джераш, Иордания, апрель 2023г
"Помпеи же в Италии", - скажете вы. И будете правы.
Но давайте вспомним, почему мы знаем про Помпеи.
Карл Брюллов побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь, там же ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпей.
Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет полотна «Последний день Помпеи» «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи». Художник показал не подвиг одного героя, а затронувшее многих людей стихийное бедствие, тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ».
Википедия
Ну а если кратко - эту картину знает каждый хотя бы потому что она есть в учебниках по мировой истории. Помпеи были фактически законсервированы вулканическим пеплом на века, и современный человек может приехать на место раскопок, походить по древним улицам и подивиться сохранности фресок и других атрибутов города.
Подобная судьба настигла город Джераш в Иордании, который расположен к северу от столицы Аммана.
В античности Джераш был развитым и оживлённым торговым городом, частью так называемого Декаполиса. Здесь родился знаменитый философ Никомах Герасский. Сильное землетрясение в 749 года н. э. уничтожило большую часть Джераша. Руины Джераша оставались покрытыми слоем почвы в течение сотен лет, пока не были обнаружены немецким востоковедом Ульрихом Зетценом в 1806 году.
Декаполис (греч.: deka, десять; polis, город; в славянском и русском переводе Библии — Десятиградие) — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана. Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской (набатейской, арамейской, иудейской). Каждый город имел определённую степень автономии и самоуправление.
Википедия
Землетрясение сопровождалось сходом селя, который, подобно пеплу Везувия, захоронил город в сохранности для будущих поколений.
Но на этот город не нашлось своего великого художника, поэтому широкой публике о нем известно куда менее, чем о Помпеях. Что на мой взгляд, весьма несправедливо.
Джераш находится к северу от Аммана. Здесь почва более плодородна, чем в других частях Иордании, и по дороге можно увидеть множество зелени, деревья, роскошные сельскохозяйственные посадки.
На въезде в город стоял огромный магазин под открытым небом, в котором продавались различные цветы. На наших глазах от него отъехала машина, у которой багажник не закрывался от розовых кустов в человеческий рост.
Очень вкусно пообедав в ресторанчике напротив археологического парка, мы отправились на исследование древнего города.
В начало статьи я вынесла фотографию Арки Адриана, именно она является входом в древний Джераш. Все фото в статье сделаны мной.
Пройдя под аркой и почувствовав себя не меньше, чем императором (конечно же, закрывая глаза на мелких торговцев, которые хотят тебе обязательно что-нибудь продать), попадаешь в огромный город, где каким-то чудом сохранились и римские арки, и греческие колонны, и храмы богов Древней Греции, и византийский храм с потрясающим мозаичным полом, два амфитеатра, ипподром и многое-многое другое.
Туристов не так много, как в Цитадели Аммана, о которой я писала здесь, что позволяет настроиться на нужный лад и рисовать в своем виртуальном мире бравых воинов, трудолюбивых ремесленников, философов...
Подойдя к одному из архитектурных памятников, я почему-то вслух начала читать древнегреческие надписи, забыв о том, где я нахожусь (сейчас я учу новогреческий). Подняв глаза, я увидела европейскую туристку, которая с уважением смотрела на меня, как будто я великий ученый.
Сквозь быстро несущиеся облака периодически пробивалось солнце, освещая древние сооружения и наш путь. Почему-то больше не хотелось говорить, не хотелось дотошно изучать, кому посвящен очередной храм, и в каком веке здесь уже была канализация и первые в мире мельницы.
Думаю, что это уже и не так важно. Важна сама атмосфера, которая вовлекает тебя в водоворот построек древности. Кажется, еще чуть-чуть и из-за стены выйдет римский полководец, или пройдет, удерживая кувшин в руках, прекрасная девушка с характерным греческим профилем. Ты забываешь, что находишься в мусульманской стране, забываешь о текущих новостях и слышишь звуки вечности. Это шепот цветов, это звук ветра, гулящий по открытым аркам, это пение птиц, сидящих на тысячелетних стенах.
И только современные дома за пределами древнего города да огромный иорданский флаг в центре Овальной площади напоминают о реальности.
Путешествуйте непроторенными тропами, и вам откроется настоящий мир.