Найти тему

Всегда ли ноты назывались "до", "ре", "ми"-сейчас узнаем

Возможно вы скажете. что это давно всем известно. Но вот к примеру я узнала об этом не так давно.

Представляете, 16 лет училась музыке, потом всю жизнь руководила разными музыкальными коллективами как дирижёр и как режиссёр и не знала, откуда взялись названия нот. В наших учебных программах никакого материала по этой теме не было. И только сравнительно недавно появилась в интернете информация о том, откуда произошли эти самые ноты.

Я думала-думала и поняла, почему эта информация не была включена в наши учебные программы. Потому что училась я, как вы поняли, ещё в прошлом веке (о, как это звучит!) в СССР, а там любая "духовная" тема (как бы помягче сказать )не приветствовалась. А, как оказалось, названия нот связаны с духовной музыкой.

Когда я училась в консерватории, дирижировала Реквием Моцарта. В нашей консерваторской библиотеке практически невозможно было найти материал для подготовки к коллоквиуму-так назывался один из экзаменов. Я должна была рассказать о композиторе и об истории создания этого произведения, пыталась найти перевод латинского текста. И удалось найти только одну-две строчки по каждой части реквиема. Что уж говорить о названии нот!

Но сейчас я готова поделиться своими изысканиями в этой области. В доказательство того, что учиться никогда не поздно! А узнала я вот что.

Ну всем известно, что человеческая речь может быть записана буквами. И с древних времен люди ломали голову над таким вопросом: "А как же записать мелодию, которую напевает человек?" Чтобы она не забылась и не потерялась в веках.

В средневековье пытались звуки тоже записать буквами, но это было неудобно. И для записи, и для разучивания, и для запоминания. А ведь певцам-хористам приходилось так много песнопений запоминать. И, конечно, это было очень трудно. Певцы и управляющие хоровыми коллективами придумывали разные способы записи мелодии.

Использовали крючочки и завиточки.
Такие знаки назывались "невмы". Немного позже стали использовать такие чёрточки типа знака "тире". Рисовали их по очереди вверх-это мелодия значит вверх идёт, а если вниз- значит мелодия идет поступенно вниз. Все-таки хоть какая-то помощь музыкантам была.

И еще позже изобрели "линейную нотацию". Использовали 2-4 линейки и между ними писали эти самые крючочки-закорючки "невмы".

И только в 11 веке бенедиктинский монах Гвидо Аретинский создал систему нотной записи, которой мы пользуемся и сегодня. Он стал использовать пять линеек, которые мы называем "нотоносцем" или "нотным станом". Gравда нотки у него были квадратные.. Но понимать мелодию и запоминать музыкантам стало легче.

источник фото multiurjk.ru
источник фото multiurjk.ru

И ноты назывались "ут". "ре", "ми", "фа", "соль" и "ля"-по первым слогам строчек из гимна Святому Иоанну.

источник фото gitara-vrn.com
источник фото gitara-vrn.com

источник фото gitara-vrn.com
источник фото gitara-vrn.com

Нотку "си" добавили позже. А нотку "ут" переименовали в "до". Потому что слог "до" петь легче!

В интернете есть и другая версия, откуда взялись названия нот, но большинством музыкантов она считается неверной. Вот эта версия. Но доказать это практически невозможно. Поэтому и не буду этого делать.

источник фото lysva.ru
источник фото lysva.ru

Ну на сегодня пожалуй и хватит.

До новых встреч, друзья!

Спасибо за подписку и лайки. Очень вам признательна. Вы меня вдохновляете!