В наше время «высоких технологий» политтехнологи особенно востребованы. Они работают на стыке собственно технологий и философских максим. Политтехнологи часто - личности психопатического типа: им «химера совести» чужда.
А «массы»? Не подозревают, что они объект манипуляций?
Утрата индивидуальной свободы - это очень опасно, предупреждает философ. Адорно. Это имя, разумеется, у посвящённых (философов, социологов, политтехнологов) хорошо известно. Другим же может быть небезопасно - вдруг прозреют. Хотя нет. Не прозреют все. Потому что политтехнологи играют на струнах «низких частот», которые есть у всех. Только в разных количествах и разных степенях контроля. А «контролировать» свои «низкие частоты» - труд тяжкий, каждодневный, лишающий «радости жизни».
Итак, подробнее. Теодор Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 1903, Франкфурт-на-Майне - 1969, Швейцария), немецкий философ, композитор, музыковед. Мыслитель. Размышлял на тему массовой культуры и авторитарности. «Жаргон подлинности. О немецкой идеологии» - программное произведение «критической теории» Теодора Адорно (Франкфуртская философская школа).
Массовая культура как элемент манипуляции власти - предмет изучения школы Адорно. Массовая культура, ширпотреб - современное варварство? Уж точно опора для пропаганды, которая действует на человека, как радиация.
Жизненный путь Адорно совпал во времени с теорией и практикой фашизма в Германии.
Он уехал из Европы в США и пристально наблюдал там тех, кто «за» и тех, кто «против» происходящего в Европе в 1930-1940-х. Он пытался пропустить все происходящее через себя прежде всего и сквозь линзу культуры.
Вопросы возникали у него. Почему так вдруг обесценились личность человека? Его жизнь? Культура беспомощна перед нацизмом? Как себя идентифицировать при гитлеризме?
Его выводы в итоге были странными, на первый взгляд: «Лежать и созерцать небо». То есть уход от «идеи активности».
Уйти от активности… А потом?
«Творить», - говорит Адорно, - «Отвечать творчеством на происходящие в обществе сдвиги».
Адорно известен как апологет «высокой культуры»: он изучает ее, пропагандирует высокую культуру. Его, разумеется, упрекают в рафинированности - любимый конек в дискуссиях и нашего времени. Часто спорщики дальше даже и не идут: навесили клеймо и достаточно. А услышать аргументы?
Адорно не сдаётся, он настаивает: «У культуры тогда есть шанс, когда в ней остается спиритуальная крупица». То есть духовная составляющая.
Теодор Адорно и его последователи выступают за просвещение широких масс. Ключ к просвещению - классическая музыка, живопись, литература со смыслом. То есть он агитирует: За чтение. За музыку. За эстетику. За мораль!
И вот еще что философ замечает: часто нерелигиозный человек более морален и этичен, чем религиозный. А человек, далекий от Церкви, бывает более религиозен, чем воцерковленный…
Такие неутешительные выводы ученого-философа, пережившего катаклизмы истории.
***
Читая Адорно, цитаты:
🪷«Если что-то может противостоять пропаганде, то это психоанализ. Хотя последний, как показывает опыт, не является гарантированной защитой».
🪷«Чтобы пропаганда действовала, душа должна ей открыться, и зерна вранья должный найти подготовленную почву».
🪷«Если устойчивая идеология формировалась десятилетиями, с ней трудно сладить».
🪷«Есть аргументы, которые доходят только через тело. Поэтому одни категорически не понимают других…» (здесь запад и восток, их извечное противостояние - условно).
Адорно изучают, часто цитируют. Его выводами пользуются на практике. Особенно внимательны к нему последние годы.
А психологи-прикладники уже и тест разработали на подверженность массовой культуре, или, простите,
Тест на авторитарность личности:
Ф-шкала, F-Scale Т. Адорно et al.
В этом тесте вопросы о вашем отношении к астрологии, к гендерным различиям, религии и церкви, образовании и т.п. Легко найти и протестировать себя. Я это сделала. Из любопытства.
Безобидные вопросы, а специалисты паттерн личности поймут. В результате будет оценена склонность индивида поддерживать консервативно-авторитарные режимы. Будут определены точки приложения воздействия на сознание, для пропаганды.
Массовая культура, по Адорно, и консервативно-авторитарные системы правления общества связаны напрямую.
Так работают инженеры политтехнологий - на службе у государства, чутко улавливая тренды.
А вопросы: почему в городе нет филармонии? Или почему только одна филармония на огромный мегаполис?.. Риторические. На стадионах (условно), яснее: вон, сколько нас - значит правда наша.
***
Уроки Теодора Адорно доступны всем. Стоит только поразмыслить и сделать выбор. В Филармонию? Или?..
©️ Мила Тонбо 2023