234K подписчиков

Борьба за демократию в Испании

380 прочитали

Несмотря на то, что переход Испании к демократии произошёл эволюционным, а не революционным путём, было бы неверным считать, будто он прошёл абсолютно мирно.

Во-первых, ещё в последние годы Франко началась вооружённая борьба против испанского государства в горной Стране Басков на севере страны. Сепаратистская организация ЭТА принялась убивать силовиков и политиков, облагать местных бизнесменов «революционным налогом» на продолжение партизанской войны. В 1973 г. баски даже взорвали испанского премьера Луиса Карреро Бланко. Война против ЭТА началась при диктатуре, продолжилась в период демократического транзита и шла ещё 30 лет после окончательной демократизации Испании. За полвека в этой необъявленной войне погибли более 850 человек. В конце концов, только к 2010-м гг. совокупность факторов, таких как эффективная работа силовиков, их кооперация с коллегами из Франции, региональная автономия для басков, повышение уровня жизни и неприятие насилия самим баскским обществом привели к роспуску ЭТА.

Франсиско Франко
Франсиско Франко

Во-вторых, ещё при позднем Франко возникли леворадикальные и праворадикальные вооружённые группировки. Первые собирались «свергать режим» военным путём, вторые намеревались «защитить» Испанию от либералов, леваков и сепаратистов. Левые и правые террористы тоже взрывали бомбы, убивали силовиков и гражданских, похищали политиков. Однако их усилия так и не сорвали «договорный» транзит. Гражданское общество в массе своей поддерживало «умеренные» партии, а террористов, в конце концов, переловили.

Наконец, в-третьих, главную угрозу демократизации представляли настроения среди силового сословия. Вся его верхушка являлась ветеранами Гражданской войны на стороне Франко. Им было сложно принять мысль, что спустя 40 лет после их победы над «врагами Испании» эти самые «враги» – прежде всего, коммунисты, социалисты и латентные сепаратисты – снова участвуют в политической жизни.

Тем не менее большинство силовиков оставались верными служаками. Франко завещал во всём слушаться своего преемника – Хуана Карлоса, вот они и слушались, что бы король ни делал. Демонтаж авторитарной системы прошёл в соответствии с буквой закона, никакого разрыва не случилось, преемственность была сохранена. Был, конечно, неприятный момент, когда премьер Суарес сначала пообещал военным не легализовывать коммунистов, а потом легализовал, ссылаясь на то, что КПИ отказалась от насильственных методов и порвала с Москвой, перейдя на позиции «травоядного» еврокоммунизма. Но и это силовики проглотили.

Однако активное меньшинство среди них всё же планировало сценарии переворота, который сделал бы Испанию снова авторитарной. В 1978 г. была раскрыта «Операция Галактика». Впрочем, её организаторов даже не уволили из армии, а всего лишь посадили на несколько месяцев. Один из них – подполковник Гражданской гвардии (военизированной полиции) и ветеран войны против ЭТА Антонио Техеро – стал ключевым действующим лицом в следующем заговоре.

Антонио Техеро
Антонио Техеро

23 февраля 1981 г. гвардейцы Техеро ворвались в парламент, когда там шло заседание, и взяли в заложники всех депутатов и министров. Одновременно генерал Хайме Миланс дель Боск вывел танки на улицы Валенсии. «Куратором» заговора оказался бывший наставник и секретарь короля генерал Альфонсо Армада. Он планировал воспользоваться переполохом и предложить себя монарху в качестве «компромиссного» главы коалиционного кабинета с чрезвычайными полномочиями, стать этаким испанским «де Голлем». Но Хуан Карлос отказался и поддержал законное правительство Суареса. Одновременно разругались и заговорщики – турбофранкист и сторонник военной хунты Техеро не для того захватывал парламент, чтобы Армада стал очередным парламентским премьером. Большая часть армии осталась верна присяге и не пошла против короля.

Спустя 17 часов заговорщики освободили заложников и сдались. Их осудили на большие сроки, но большинство выпустили в течение 1980-х гг. Лишь Техеро сидел до 1996 г.

Обо всей этой истории испанцы в 2011 г. сняли кино.

Больше силовики в испанскую политику не вмешивались.

Подписывайтесь на Стальной Шлем