Найти тему
Man In Space

Значение традиции мудрости в экологических дебатах

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнаёт, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
(Иов 12:7-10)

Этот отрывок из книги Иова говорит о том, что люди могут учиться у животных, растений и рыб, которые осознают всеведущую руку Бога во всех вещах. Это, практически, атака на антропоцентризм, поскольку ключевое послание этого отрывка заключается в том, что у людей не всегда есть ответы на все вопросы. Разумеется, библейские авторы не обладали экологической осведомленностью в научном плане присущей нашему времени, но их взгляды и предпосылки могут пролить свет на наши собственные проблемы и помочь сформировать отношение, которое мы могли бы применять ко всему, что нас окружает. Литература мудрости стремится объяснить порядок в мире, который связан с созданием порядка из хаоса. При оценке этих библейских текстов применяются три экологических принципа: взаимодействие с природой, благоговение перед Богом и благополучие всего живого — они помогают нам рассматривать ключевые тексты традиции мудрости, позитивно влияющие на экологическую герменевтику.

Первый принцип — взаимодействие внутри природы, между людьми и Богом. В пословицах используются образы природы, чтобы уподобить им аспекты человеческого поведения: «Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица» (Прит 25:23). Книга Притч объединяет различные наблюдения в пословицах, чтобы показать глубокие мысли о человеческом характере и окружающем мире. Примером является Прит 6:6, где лентяю предлагается посмотреть на муравья — образец дисциплины и трудолюбия, олицетворяющее прилежных мудрецов. Пример метафоры приведен в Прит 15:19, где встречается метафора терний, обозначающая ухабистый, а не гладкий путь. Лейтмотивом литературы мудрости являются противопоставления, для них характерно использование фразы «Лучше... чем...», например, Прит 15:17: «Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть». Таким образом, Притчи рассказывают нам нечто глубокое о своих детальных наблюдениях за окружающим их миром, с которым происходит ежедневное взаимодействие.

Особенно интересен подход, когда в пословице объединяются две вещи, которые, по-видимому, не имеют ничего общего друг с другом — само объединение приводит к интересному, а иногда и глубокому наблюдению. Например, «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками» (Прит 25:14). Эти две совершенно непохожие ситуации связываются звеном разочарования, когда обещанное не сбывается в реальности. Аналогичные приемы, относящиеся к типу пословиц, встречаются у Иова и Екклезиаста. В книге Иова они часто формулируются как вопрос, например: «Ревёт ли дикий осёл на траве? мычит ли бык у месива своего?» (Иов 6:5). Это риторический вопрос, который подразумевает отрицательный ответ, поскольку, если у них есть еда, то нет необходимости жаловаться. Примеры сравнения с миром природы можно приводить бесконечно: Иов 9:25-26, где используется ещё один популярный приём в книге Иова — персонификация дней, используемый для того, чтобы пролить свет на человеческую жизнь или опыт. Иов 4:8 использует метафоры вспашки применяемой к нечестивым. В Еккл 7:6 есть четкое сравнение, использующее образы растений. Также Екклесиаст использует простые сравнения с миром природы, например, в 10:1, где глупость в контексте мудрости сравнивается с дохлыми мухами в контексте хорошей мази. В Притчах 30:15-33 используются образы животных и растений, творчески объединенных в группы с помощью числового увеличения. Эта техника позволяет создать более широкое целое, где мир человека и животных взаимозаменяем. Используемые в этих отрывках образы богаты и дают волю воображению. Екклесиаст 1:4-9 описывает циклы природы и человеческую жизнь, как часть процесса, подчеркивая важность защиты природных процессов.

Второй принцип — благоговение перед миром и Богом. Жизнь хороша, и мы должны стремиться к благому намерению. Книга Иова описывает чувство благоговения перед миром и Богом. Тот же благоговейный трепет перед процессами как жизни, так и смерти также встречается в Еккл 3:18-21. Тематическая связь с Иовом 28 — это границы человеческих знаний. Здесь проводится сравнение между судьбами людей и животных соответственно. Контекст таков, что оба умирают, и, таким образом, у одного нет преимущества перед другим. Вопрос возникает в стихе 21: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?». Автор не знает ответа, и, возможно, здесь есть небольшой намек на то, что на самом деле люди и животные одинаковы в своей судьбе, и поэтому нет различия между ними. Люди склонны принижать животных, но, как и в Иове 12:7-8, у них есть чему нас научить. И кто знает, куда девается дух человека и животных? Совет автора состоит в том, чтобы перестать беспокоиться о последствиях и получать удовольствие от работы! Одним из ключевых способов, с помощью которого люди могут процветать, является развитие целеустремленности в своей работе — аспекте человеческой жизни, который подчеркивает Екклесиаст.

Третий принцип — процесс, начатый Богом, но продолжаемый его созданиями, — забота о процессе творения и поддержания жизни. Бог является творцом и тем, кто поддерживает всю вселенную, и описание животных в Книге Иова 38-39 показывает Бога и природу в партнерстве, без участия людей. Это описание расширяет кругозор Иова. Речи о красоте и необузданности сотворенного мира имеют элемент игривости, прихоти и каприза. Они также повествуют о Божьей силе в природе и заботе Бога о природе перед лицом хаотических сил. Животные, описанные в книге, являются представителями дикого мира, необузданного и неподвластного человеческому опыту и контролю. Все это вызывает чувство благоговения перед Божьим творением.

Традиция мудрости содержит внутри себя противоречия, которые проявляются и в пословицах, и в книге Екклесиаста. Противоречия возникают между традиционными обетованиями и реальным опытом и пронизывают всю традицию, рассматривая ее как трехстороннюю — божественную, человеческую и нечеловеческую. Иов и Екклесиаст демонстрируют, как традиция могут вырваться из своей определенности предполагая открытость к пересмотру и доработке.

Итак, что практического могут извлечь люди из этих богатых образов, найденных в литературе мудрости? Мы, люди, являемся частью сложной взаимосвязанной системы жизни, ключом к которой является необходимость поддерживать мир, в котором мы живем. Бог является одновременно создателем и опорой мира, но нам отведена главная роль в его поддержании и обеспечении продолжения всех его процессов, которые открыты для постоянных изменений. Однако изучение литературы мудрости дает нам своевременное напоминание о том, что мы не единственные обитатели этой вселенной. Из речей Бога в книге Иова ясно, что не все творение следует рассматривать как подчиненное человеческим интересам, и нам не помешает усвоить этот урок , поскольку мы продолжаем жить в неустойчивом мире. Голос из бури призывает нас к смирению и радости — перед необходимости сдерживать наши стремления к контролю над планетой и постоянно растущему уровню потребительства. Точно так же, как путь к мудрости — это тайна (Иов 28), так и полное осознание сотворенного мира известно не нам, а только Богу. Мы по праву стремимся познать этот мир, но наше желание контролировать его, изменять и так часто портить его необходимо держать в узде. Противоречие и переосмысление характеризуют творческий процесс, мир природы и человеческую жизнь. Принятие противоречия оставляет нас открытыми для возможностей перемен.