А начать следует, конечно, с личностей Франсиско Писарро и Диего де Альмагро: хоть оба не доживут даже по середины войны, начнётся-то всё из-за них.
Франсиско Писарро родился где-то в 1470-х: вариантов даты его рождения очень много. Обычная для эпохи путаница, тем более что Франсиско был бастардом — эту историю я рассказывал, когда мы говорили здесь об одном из его братьев. Будучи сыном славного военного, Франсиско и сам получил определённый боевой опыт на старте Итальянских войн — и среди конкистадоров условной "первой волны" он был одним из довольно немногих обладателей такового. А в Америке-то оказался и правда рано: как минимум в 1509 году уже участвовал в экспедициях, а вообще-то мог появиться в Новом Свете и раньше. Где-то в 1502.
(это уже в 1520-е в Новый Свет поедут многие ветераны Итальянских войн)
Альмагро тоже был бастардом и примерно ровесником Франсиско: ещё меньше известно о его происхождении, так как история рождения таки вышла довольно скандальной, её попытались скрыть. Диего даже не имел фамилии: де Альмагро тут — именно "из Альмагро", города в испанской провинции Сьюдад-Реал, где он вырос.
В отличие от Писарро, пользовавшегося доброй репутацией отца, Альмагро в юности пришлось тяжко. Его фактически отправили из дома "в люди" ещё 15-летним: вероятно, это вынудило Диего заниматься воровством. К тому же он перенёс оспу, испортившую и без того непрезентабельную внешность (тогда как братья Писарро были весьма видными мужиками, надо сказать). В итоге Диего, казалось бы, повезло: каким-то образом он сумел стать слугой знатного человека в Бургосе и весьма тому полюбиться (гусары, молчать: я не об этом).
Но скоро Альмагро поссорился с другим слугой и в схватке тяжело его ранил. Тут и отправиться бы под суд, однако покровитель укрыл Альмагро от правосудия и посадил на корабль Педро Ариаса Давилы.
История довольно типичная: обо многих конкистадорах ходили слухи, якобы они вовсе не те, за кого себя выдают, и бежали из Испании в силу каких-то бед с законом. Что ж, как говаривал Хантер Томпсон, последний поезд не бывает полон хороших парней — и первый тоже. К 1515 году Альмагро был уже довольно заметным конкистадором, командующим двумя с половиной сотнями людей. Успел он засветиться при знаменитом Васко Нуньесе де Бальбоа. В 1522 у Диего родился сын — тоже Диего де Альмагро по прозвищу El Mozo, который позже ещё сыграет во всей этой катавасии огромную роль. Мать El Mozo была крещёной индианкой.
Писарро и Альмагро познакомились в 1524 и сразу начали действовать вместе — советую почитать историю "Тринадцати славных" по ссылке. В скором времени, как вы уже знаете из другой ссылки выше, Писарро привёз в Америку троих своих братьев (которых прежде и не знал в общем-то), сформировав этакий "семейный подряд". Но пока других Писарро в Америке ещё не было.
Ещё до битвы при Кахамарке и прочих известных событий, по итогам первых экспедиций в сторону империи инков, наши герои встретились в Панаме и начали думать, как действовать дальше. Товарищи чётко убедились, что южнее уже более-менее освоенных земель находится богатое государство, завоевание которого — дело перспективное. Однако что Писарро, что Альмагро были пока конкистадорами "средней руки", не обладали ни сильными связями, ни высоким авторитетом.
На месте было немного людей, готовых идти за ними в авантюру. А уж каких-то людей влиятельных, готовых в том поддержать, не оказалось вовсе.
Поэтому Писарро, Альмагро и примкнувший к ним Шепи... ой, то есть священник Эрнандо де Луке (оказавший по первости финансовую помощь) решили: надо ехать в Испанию и выбивать поддержку там, при дворе.
Но кто поедет? Кому-то следовало держать руку на пульсе в Америке, это раз. Два — Альмагро, имея дурное прошлое, неприятную внешность и не будучи обучен манерам, счёл себя плохим переговорщиком для Совета Индий. Эрнандо де Луке тоже не очень подходил: о делах завоевания лучше говорить людям военным. Писарро же при дворе явно должен был смотреться лучше, да и всё-таки был сыном человека пусть не великого, но достаточно уважаемого.
Ко всему прочему, Писарро имел дальнее родство с самим Эрнаном Кортесом, ещё в 1521 покорившим империю ацтеков и пока пребывавшим "на коне" (хотя проблемы у него уже начались).
Так что в марте 1529 года появился в Испании именно Писарро. Позднее об этом Альмагро, конечно, не раз пожалеет — но что конкретно да как вышло при дворе, мы обсудим подробно в следующий раз. Я предупреждал: история тут очень сложная, разбирать её предысторию нужно вдумчиво.
Автор - Алексей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient