Найти тему

Счастье тех времен

Молодость моей мамы была во второй половине 50-х годов. Сейчас она много рассказывает о тех временах. И я понимаю, что люди жили лучше, чем сейчас. Да, они были беднее, у них не было столько возможностей, сколько у нас с вами. Но они умели радоваться мелочам и искренне любить. Да, они любили по-другому. Уважали чувства друг друга. Кому-то было очень смешно, что в СССР не было секса, но они забывают о том, что тогда была любовь. Выражения «переспать» не существовало. Бывали, конечно, исключения из правил, как же без этого. Но это были единичные случаи.

Мои родители учились в Москве. И побывали во всех московских театрах. Мама до сих пор с радостью вспоминает все те спектакли, которые она посетила. А если они не ходили в театр или кино, они просто за руку гуляли по Москве. Им не нужны были клубы или бары, им нужна была набережная Москвы-реки и они сами. Когда они стали встречаться, то папа дарил маме подарки. Первыми из них были духи "Белая сирень", в то время очень модные, и книга "Собор парижской богоматери" В. Гюго. Все мы знаем, какой ценностью обладали книги в то время. А на третьем свидании папа поцеловал маме руку после окончания прогулки. Вот такие были отношения между людьми.

На первую стипендию после замужества молодые купили мужу костюм, которого у него никогда не было. И тут к ним приехал мой дедушка, мамин папа, в гости. И знаете, что сделал мой папа? Он подарил тестю свой новый костюм. Причем сделал это без всякого сожаления, от чистого сердца. У него никогда до этого не было костюмов. Это был первый и единственный. И он его просто отдал. Стоит ли говорить, что тесть высоко оценил поступок зятя. И всю жизнь к нему очень хорошо относился. Маме даже казалось, что он любил его больше, чем ее. А причина была в подарке и хорошем отношении.

Когда моя мама была маленькая, у них в семье было 6 детей. Надо было обуть и одеть всех детей и маме, моей бабушке, что-нибудь прикупить. А бате (так мама называла своего отца) никогда ничего не покупали. И вот парень, которого он, по сути, совсем не знал, делает ему такой подарок. А в следующий раз, когда приехал дедушка, мой папа повел его в магазин и купил ему модные тогда белые брюки и какую-то рубашку к ним. Мама говорила, что он в этих брюках и костюме ходил до самой смерти. Я хорошо помню эти светлые брюки, в которых дедушка ходил в теплое время года.

А папа мой в то время был голодранец. Он считал, что ему ничего не нужно. И донашивал свои старые вещи, которые были куплены перед поступлением в институт. Вот такие были люди. Неприхотливые в быту, но с высокой планкой человеческих отношений. Для них большой радостью было сделать приятное другим. И если у кого-то чего-нибудь не хватало, люди просто делились последним. Это было нормально.

Отдых для них был позагорать и искупаться в реке или погулять по лесу. И не нужны были никакие заморские крутые курорты. Просто наша природа, друзья, песни под гитару и картошка, запеченная на костре. Ни о каком шашлыке и речи не было. Можно сало пожарить на палочке, это особый шик. Папа говорил слово: цимус, что означает самое вкусное.

Эти простые люди знали, что живут в лучшей стране и с каждым днем их жизнь будет все краше. «Здесь будет город-сад!» Они в это искренне верили. Строили семьи, получали комнаты в коммуналках и квартиры в новых домах. Гуляли на новосельях и свадьбах, которые устраивали прямо во дворах многоэтажных домов. Думаю, это и есть настоящее счастье. Никакой ревности между родными людьми. Все были одинаковые. Нечего было делить. После распада Союза мы пренебрежительно стали говорить об уравниловке во времена СССР. А я вот сейчас думаю, что ничего плохого в этом нет. Всем давалось поровну. А дальше все жили по разному. В зависимости от трудолюбия, таланта и желания.

Мои родители купили свою первую машину спустя три года после окончания института. Стали на очередь на покупку автомобиля. А пока очередь подошла, они накопили деньги. У них была возможность со своей заработной платы насобирать деньги на машину. Немного им пришлось занять, естественно, без процентов у друзей и знакомых. Но с долгом они очень быстро рассчитались.

В то время они жили в Ленинградской области. И в выходные ездили в Эстонию погулять и купить что-то из товаров и продуктов питания. До Нарвы, ближайшего эстонского города, было всего 70 км. Надо заметить, что в прибалтийских республиках снабжение было значительно лучше, чем в РСФСР.

Потом они переехали на Ук... Это время я уже хорошо помню. Жили в трехкомнатной хрущёвке, ходили друг к другу в гости. Мебель и посуда была у многих одинаковая. Но это никого не смущало. Даже интересно было такое сходство.

А летом мы, дети, отдыхали в пионерском лагере на реке Десна. Там же были базы отдыха для семей. До сих пор с улыбкой вспоминаю то замечательное время. Прямо ностальгия какая-то.

А еще мы объездили все Крымское побережье. Как же без моря!

Позже переехали на Ставрополье. Здесь другая красота: степи, горы и море рядом. Даже два: Каспийское и Черное. И мы побывали на обоих.

А уж сколько санаториев посетили мои родители! Не сосчитать. Они работали на химических заводах, и санатории были обязательны для работников. Причем все это было доступно по бросовой цене.

Думаю, что мои родители прожили счастливую жизнь, и мне кусочек этого счастья тоже достался.

Домашний архив
Домашний архив