Давно что-то я ничего не писал. Как-то повода не было: основное всё написано, хотите детали - читайте классику. И тут вдруг возникла тема, которую нужно привнести в массы.
Кто читает мои статьи, уже познакомились с изрядным количеством фантастики. И тебе доктор Стрэндж, и Гарри Поттер, и вообще. И это я ещё про систему образования у ситхов и джедаев не написал. Вот теперь "Звёздный Путь".
Первая Директива Звёздного Флота запрещает вмешиваться в развитие любой инопланетной цивилизации.
Думаю, постоянные мои читатели уже догадались, в каком смысле Первую Директиву я собираюсь отнести к школьникам и, особенно, дошкольникам.
Поясню именно на примере дошкольников.
Сейчас безумно популярны всякие пособия для подготовки к школе. Их мильон, на фото просто для примера.
Так вот, эти пособия нарушают Первую Директиву. Но немного не в том смысле, что был в кино.
В сериале и отдельных фильмах по вселенной Звёздного пути предполагается полное невмешательство. Но фанаты прекрасно знают, что то тут, то там экипаж Энтерпрайза нарушает эту директиву на регулярной основе. Даже в одном из последних фильмов-приквелов по вселенной Кирк и Спок спасают какую-то планетку от извержения вулкана, самым наглым образом засветив звездолет перед цивилизацией, которая "едва изобрела колесо".
В нашем школьном образовании вмешательство в развитие цивилизации (а я считаю развитие ребенка сродни развитию целой цивилизации) напротив - возведено в абсолют. И не только, оно ещё извращено до предела - все желающие вмешиваются как хотят и куда хотят. А уж показывать звездолёт цивилизации, которая только изобрела колесо - это вообще любимое занятие всяких петерсоних и прочих Давыдовых.
У Кирка (в каждом случае нарушения Директивы) изначально была совершенно правильная идея: вмешиваться так, чтобы цивилизация не заметила этого вмешательства. (И чтобы не узнало руководство). Я что-то не помню случая, чтобы ему удалось провернуть свои дела "без палева" (но иначе кина бы не было), и всегда капитан влипал в какую-нибудь неприятную историю.
А вот в образовании никто не ограничен киношными нормами и клише, и вмешательство в развитие ребенка может быть незаметным для самого ребенка. И не просто может, а должно быть.
Вот посмотрите ещё раз на картинку. Что вы видите? "Знакомимся с ГЕОМЕТРИЕЙ", "Знакомимся с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ". Как думаете, ребенок догадается, по этим названиям, что его готовят к школе? Я раньше много писал о том, что нельзя называть, скажем, геометрией что-то, что идет раньше 7 класса, не стану повторяться. Это вредно и точка.
Там, внутри подобных пособий (конкретно эти я не читал, но не исключаю) через слово встречаются "отрезки", "прямые", "катеты". Чего добиваются авторы подобных вещей - понятно.
Они думают, если детям показать Энтерпрайз, то дети сразу постигнут теорию трансварпного перемещения.
Да-да, постигнут, а не возведут в ранг божества, как тупые туземцы в легкой киношке.
Нет.
То, что находится под обложкой хороших пособий, на самом деле, имеет очень мало отношения к геометрии. Материал призван лишь подготовить ребёнка по мере его возможностей к восприятию геометрии. Облегчить будущие терзания и страдания. Нет, здесь нет и не может быть теорем, определений, терминологии. Простое рисование по клеточкам, подсчёт клеточек внутри фигуры, соединение точек. Этакие "геометрические прописи", я бы сказал. И тогда вмешательство будет именно таким, каким его задумывали Кирк и Спок - незаметным. Сам того не подозревая, ребенок научится рисовать чертежи (имеется в виду: с технической точки зрения. Сколько у меня было детей 5-9 класса, которые не в состоянии по линейке соединить две точки!)
Вообще, обучение и должно быть таким, чтобы всё оно получалось незаметно.
Попробуйте вспомнить сами. А вы замечали, как вас учили навыкам, сохранившимся во взрослой жизни? Читать, писать, проводить линию по линейке, считать предметы? Такое ощущение, что оно было со мной всегда, что я родился с этими навыками.
И чем труднее вспомнить процесс получения навыка, тем он прочнее.
Живите долго
\\//_
и процветайте.