Найти тему
Стив Май

Первая Директива Звёздного Флота и (до)школьники

Давно что-то я ничего не писал. Как-то повода не было: основное всё написано, хотите детали - читайте классику. И тут вдруг возникла тема, которую нужно привнести в массы.

Кто читает мои статьи, уже познакомились с изрядным количеством фантастики. И тебе доктор Стрэндж, и Гарри Поттер, и вообще. И это я ещё про систему образования у ситхов и джедаев не написал. Вот теперь "Звёздный Путь".

Первая Директива Звёздного Флота запрещает вмешиваться в развитие любой инопланетной цивилизации.

Думаю, постоянные мои читатели уже догадались, в каком смысле Первую Директиву я собираюсь отнести к школьникам и, особенно, дошкольникам.

Поясню именно на примере дошкольников.

Сейчас безумно популярны всякие пособия для подготовки к школе. Их мильон, на фото просто для примера.

Рабочие тетради на печатной основе - уже само по себе зло, хотя эти еще ничего.
Рабочие тетради на печатной основе - уже само по себе зло, хотя эти еще ничего.

Так вот, эти пособия нарушают Первую Директиву. Но немного не в том смысле, что был в кино.

В сериале и отдельных фильмах по вселенной Звёздного пути предполагается полное невмешательство. Но фанаты прекрасно знают, что то тут, то там экипаж Энтерпрайза нарушает эту директиву на регулярной основе. Даже в одном из последних фильмов-приквелов по вселенной Кирк и Спок спасают какую-то планетку от извержения вулкана, самым наглым образом засветив звездолет перед цивилизацией, которая "едва изобрела колесо".

Туземцы видят звездолёт
Туземцы видят звездолёт

В нашем школьном образовании вмешательство в развитие цивилизации (а я считаю развитие ребенка сродни развитию целой цивилизации) напротив - возведено в абсолют. И не только, оно ещё извращено до предела - все желающие вмешиваются как хотят и куда хотят. А уж показывать звездолёт цивилизации, которая только изобрела колесо - это вообще любимое занятие всяких петерсоних и прочих Давыдовых.

У Кирка (в каждом случае нарушения Директивы) изначально была совершенно правильная идея: вмешиваться так, чтобы цивилизация не заметила этого вмешательства. (И чтобы не узнало руководство). Я что-то не помню случая, чтобы ему удалось провернуть свои дела "без палева" (но иначе кина бы не было), и всегда капитан влипал в какую-нибудь неприятную историю.

А вот в образовании никто не ограничен киношными нормами и клише, и вмешательство в развитие ребенка может быть незаметным для самого ребенка. И не просто может, а должно быть.

Вот посмотрите ещё раз на картинку. Что вы видите? "Знакомимся с ГЕОМЕТРИЕЙ", "Знакомимся с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ". Как думаете, ребенок догадается, по этим названиям, что его готовят к школе? Я раньше много писал о том, что нельзя называть, скажем, геометрией что-то, что идет раньше 7 класса, не стану повторяться. Это вредно и точка.

Там, внутри подобных пособий (конкретно эти я не читал, но не исключаю) через слово встречаются "отрезки", "прямые", "катеты". Чего добиваются авторы подобных вещей - понятно.

Они думают, если детям показать Энтерпрайз, то дети сразу постигнут теорию трансварпного перемещения.

Да-да, постигнут, а не возведут в ранг божества, как тупые туземцы в легкой киношке.

Нет.

То, что находится под обложкой хороших пособий, на самом деле, имеет очень мало отношения к геометрии. Материал призван лишь подготовить ребёнка по мере его возможностей к восприятию геометрии. Облегчить будущие терзания и страдания. Нет, здесь нет и не может быть теорем, определений, терминологии. Простое рисование по клеточкам, подсчёт клеточек внутри фигуры, соединение точек. Этакие "геометрические прописи", я бы сказал. И тогда вмешательство будет именно таким, каким его задумывали Кирк и Спок - незаметным. Сам того не подозревая, ребенок научится рисовать чертежи (имеется в виду: с технической точки зрения. Сколько у меня было детей 5-9 класса, которые не в состоянии по линейке соединить две точки!)

Вообще, обучение и должно быть таким, чтобы всё оно получалось незаметно.

Попробуйте вспомнить сами. А вы замечали, как вас учили навыкам, сохранившимся во взрослой жизни? Читать, писать, проводить линию по линейке, считать предметы? Такое ощущение, что оно было со мной всегда, что я родился с этими навыками.

И чем труднее вспомнить процесс получения навыка, тем он прочнее.

Живите долго

\\//_

и процветайте.

-3