Перед нами школьный учебник по русскому языку. Пять авторов плюс научный редактор. «Входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным стандартом линию УМК».
«Новое художественное оформление способствует оптимизации учебного процесса» – сообщает издательская аннотация. А вот задание «на развитие речи»:
Идём «см. репродукцию в конце учебника». Вот она:
Итак, «что изображено на первом плане»? «Какие предметы, изображённые на картине, подчёркивают стремительность жизни?»
Думайте, думайте, – песок в часах бежит быстро…
А всё дело в том, что на репродукции в учебнике обрезана половина картины. (Ведь «новое оформление способствует оптимизации», а где оптимизация, там держись за карман.) Вот как выглядит картина на самом деле:
Тут всё на месте: на первом плане – фигурка лыжницы, а предмет, «подчёркивающий стремительность», – локомотив с вагонами. А вот как в учебнике:
Самое смешное не это. А то, что когда мы в прошлый раз поделились этим наблюдением, нашлись люди, которые... обвинили нас в разжигании ненависти и отсутствии воображения и творческих способностей. Дескать, сами тупые, а на учебник наезжаем. А на картинке из учебника всё есть: и стремительность, и передний план, и ничего больше не надо, пиши и радуйся. Спасибо, ВШЭ! Спасибо, РАНХиГС! (Впрочем, таких аббревиатур эти бдительные люди не знают. Но сердцем чуют: против начальства быть нельзя. Нехорошо это. Серой и адской смолой пахнет.)
Между тем, это не единственный случай «переработки» учебника «в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом». Взять, например, рисунок художника-анималиста Алексея Комарова «Наводнение»:
Слева – из советского учебника. Справа – из нынешнего. Попробуйте догадаться, где настоящий, а где «Рабинович напел»... ЗАЧЕМ?
Не спрашивайте. По-видимому, затем же, зачем и высосанная из пальца фонетика в младших классах, и судорожные скачки взад-вперёд по темам (вместо методичного закрепления материала), и всё прочее, чем славен и этот учебник и другие, и вся наша «система образования» в целом...
Есть ли у всего этого безобразия тайный план или оно просто следствие безалаберности и корыстолюбия? Как вы думаете?
Наступил последний день (последние часы), когда вы ещё можете подписаться на июльский номер журнала "Лучик", который посвящён совести. Откуда она берётся? Для чего нужна? Как работает? И главное: может ли человек пользоваться совестью – так же, как пользуется умом?
Подпишитесь через Почту России или через редакцию журнала. (Журнал будет доставлен по вашему адресу во второй половине июля.)