Второй день пребывания Блинкена в Пекине лучше всех описал, на мой взгляд, Руслан Карманов, наш человек в Китае. Поскольку Роман не дипломат, то может позволить себе любые выражения. Именно они и показались мне самыми внятными и доступными.
Напомню, чтоб вам было проще понять его оценку переговоров, состоявшихся в Пекине.
Действующие лица:
Цинь Ган - министр иностранных дел Китайской Народной Республики.
Ван И - глава канцелярии комиссии ЦК Компартии КНР по иностранным делам, член Политбюро ЦК КПК.
Энтони Блинкен - госсекретарь США, который ходил по Пекину с бледным лицом и потными ладонями (мое личное женское впечатление).
Погнали. Текст Руслана. Моменты встреч запечатлела с экрана китайского телевидения:
"Так как за общение с Цинь Ганом Блинкен не облажался - сдержался заорать "не скидывайте трежерис" и "где миллиарды уйгуров" - то допустили его до Ван И. Официального по итогам мало, хотя встреча длилась почти три часа. Кстати она прошла без флагов - статус, соответственно, что-то типа "повторный зачёт перед допуском до экзамена". Ван И заявил, что отношения КНР и США находятся на низком уровне, и надо обратить вспять спираль ухудшения отношений. Ван И не гинеколог, он бы иначе знал, что спираль у США поставили надолго, ждать плода переговоров смысла нет.
Также было заявлено о:
- Необходимости прекратить попытки подавления научно-технического развития КНР
- Перестать вмешиваться во внутренние дела, включая Тайвань
- Необходимости задуматься о дальнейшей работе с Китаем, чтобы справиться с разногласиями, возникшими по вине США
Блинкен отдельно после встречи с Ван И пресс-конференцию не давал, поэтому хз что там".
Для полноты картины представлю и сообщение агентства Синьхуа:
"Ван сказал, что визит г-на Блинкена в Пекин приходится на критический момент в китайско-американских отношениях, когда необходимо сделать выбор между диалогом или конфронтацией, сотрудничеством или конфликтом. История должна двигаться вперед, как и отношения между Китаем и США. Невозможно повернуть время вспять, и еще более нежелательно начинать все сначала. "Мы должны нести ответственность перед народом, историей и миром, развернуть нисходящую спираль китайско-американских отношений, способствовать возвращению на здоровый и стабильный путь и вместе работать над поиском правильного пути для Китая и США в новую эпоху".
Ван И подчеркнул, что первопричина спада в отношениях Китая и США заключается в том, что американская сторона имеет неправильное представление о Китае, что приводит к неправильной политике в отношении Китая. Поскольку отношения между Китаем и США переживают взлеты и падения, американской стороне необходимо глубоко задуматься и работать с китайской стороной, чтобы справиться с разногласиями и избежать стратегических катастроф. Для того чтобы отношения между Китаем и США прекратили падение и стабилизировались, необходимо, чтобы консенсус между главами двух государств был действительно реализован на практике. Для того чтобы отношения между Китаем и США оставались стабильными, самое главное - взять за основу принципы взаимного уважения, мирного сосуществования и беспроигрышного сотрудничества, выдвинутые председателем Си Цзиньпином.
Ван И подробно объяснил историческую логику и неизбежную тенденцию развития и возрождения Китая, представил отличительные черты модернизации китайского стиля и богатый подтекст народной демократии в этом процессе, и призвал американскую сторону не отражать Китай в зеркале шаблона сильной страны, которая будет гегемоном, и не оценивать Китай по траектории, выбранной традиционными западными державами. Это ключ к тому, сможет ли политика США в отношении Китая действительно вернуться к объективности и рациональности.
Ван потребовал от США прекратить спекуляции на "теории китайской угрозы", отменить незаконные односторонние санкции против Китая, отказаться от подавления научно-технического развития Китая и воздержаться от произвольного вмешательства во внутренние дела Китая. Ван И остановился на сути тайваньского вопроса, подчеркнув, что сохранение национального единства всегда является стержнем основных интересов Китая, судьбой всех китайских сыновей и дочерей и исторической миссией Коммунистической партии Китая. В этом вопросе у Китая нет места для компромисса или уступок. Американская сторона должна действительно придерживаться принципа "одного Китая", как это определено в трех совместных коммюнике США и Китая, уважать суверенитет и территориальную целостность Китая и четко выступать против "независимости Тайваня".
Г-н Блинкен представил точку зрения США, согласно которой американская сторона стремится вернуться к повестке дня, определенной главами двух государств на встрече на Бали, и надеется на укрепление связей с Китаем, ответственное отношение к разногласиям и сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес.
Стороны также обменялись мнениями по международным и региональным вопросам, представляющим взаимный интерес".
*****
Пересказывать вам, что про то же самое написали СМИ Соединенных Штатов и Европы, нет никакого смысла. Блинкен, как всегда, "дал ясно понять, четко дал знать, выразил озабоченность провокационными действиями Китая в тайваньском вопросе" и и.д.
Европейцам в новостях рассказали про итоги следующее:
"Китай заверил США, что не будет предоставлять военную помощь России, заявил на пресс-конференции Блинкен. Но Вашингтон обеспокоен частными компаниями в Китае, которые, по словам Госдепартамента, содействуют укреплению военного потенциала РФ".
Смотрю, а левым ухом слышу, как наши эксперты обсуждают то, что в Пекине ни разу не прозвучало слово "Украина", хотя все переговоры, пусть опосредованно, проходили под знаком этой темы.
Лучше всего под европейскими новостями то, с чем приехал изначально Блинкен, сформулировал один зритель: "Сказал, сначала мы съедим России, потом возьмемся за вас".
А другой написал: "С чем приехал, с тем и уехал. Направление ему указали".
Про подачу итогов западному зрителю я просто сделала маленький диафильм (скрины с сюжета ВВС).
Он без слов все покажет и расскажет.
Как-то так.