Найти тему

КАК "ЧЕЛЮСТИ" ИЗМЕНИЛИ КИНО И МИРОВОЙ ОКЕАН | "СТАРЫЙ ГОЛЛИВУД"

Как вы могли прочесть в моей утренней заметке, именно в этот день, 48 лет назад, состоялась премьера блокбастера от Стивена Спилберга, триллера "Челюсти". Это культовая классика, породившая жанр "человек против природного монстра", на которой выросло ни одно поколение зрителей. И сегодня мне бы хотелось поговорить о создании и судьбе этого фильма, а также подробнее остановиться на том, как именно "Челюсти" повлияли на мировой кинематограф...

Немногие знают, что в основе фильма лежит повесть писателя и сценариста Питера Бенчли. Книга быстро стала бестселлером - и это несмотря на то, что многие читатели находили главных героев очень несимпатичными, а Стивен Спилберг говорил, что даже хотел, чтобы в конце победила акула. Да, сюжет книги заметно отличается от экранизации, но об этом как-нибудь в другой раз (если хотите разбор книги "Челюсти", дайте знать в комментариях).
Конечно, экранизация стала вопросом времени. Кинокомпания
"Universal" ухватила права на книгу и дала добро на съёмки. На пост режиссёра поставили сидевшего у студии на контракте молодого постановщика Стивена Спилберга. Спилберг зарекомендовал себя на тот момент триллером "Дуэль", а также криминальной драмой "Шугарлендский экспресс", которая стала обладателем Золотой пальмовой ветки на Каннском кинофестивале. А ведь ему было всего 27! На съёмки планировали потратить относительно небольшой бюджет - около 4-5 миллионов долларов - и короткий съёмочный период - в районе 50-ти дней...

Веселье началось уже на этапе подбора актёров и натуры. Что касается, последней, то её нашли на знаменитом курортном островке Мартас-Винъярд, сразу после того, как несколько курортных городов отказали съёмочной группе, опасаясь дурной славы после выхода кинофильма. Представляю, каким бурным потоком текла кровь из обкусанных локтей правителей этих самых городков, когда "Челюсти" вышли на большие экраны...
С актёрами вышло ещё веселее. От фильма по разным причинам шарахнулись многие звёзды и даже суперзвёзды Голливуда. От роли шерифа Броуди отказались
Пол Ньюман, Клинт Иствуд и Чарлтон Хестон, от роли капитана Квинта - Ли Марвин, Стерлинг Хейден, Джон Войт и Джин Хэкмен, а от роли специалиста по акулам Хупера - Стив Маккуин, Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент. Роберт Редфорд почти получил роль шерифа, однако в тот же самый момент он снимался у Сидни Поллака в фильме "Три дня Кондора" и просил перенести съёмки "Челюстей", но студия на это не пошла. Так в фильме и оказались относительно неизвестные массовому американскому зрителю актёры: Рой Шайдер (шериф Броуди), Ричард Дрейфусс (Мэтт Хупер) и Роберт Шоу (капитан Квинт). Интересная история вышла с последним исполнителем: Стерлинг Хейден не смог принять участие в съёмках, так как имел проблемы с налоговой службой США. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США...
По другой иронии всё той же судьбы не получивший роль специалиста по акулам Джефф Бриджес через год получил похожую роль специалиста по обезьянам в фильме
Джона Гиллермина "Кинг-Конг".

Но всё это были игрушки. Настоящий ад начался на съёмках.
Одному Господу известно, как Стивен Спилберг не закончился уже на съёмках "Челюстей" и не утопился в живописных бухточках Мартас-Винъярд... а нет, понятно! Спилберг ведь страшно боится воды и глубины, и все съёмки ему приходилось бороться с этим своим недугом.
Помимо этого много хлопот доставляли актёры. Ричард Дрейфусс и Роберт Шоу сразу невзлюбили друг друга и постоянно ругались по ходу съёмок. Одной из причин этого было беспробудное пьянство Шоу. Однажды он прямо на съёмочной площадке налил себе полный стакан виски со словами:
"Эх, хотел бы я бросить пить". Дрейфусс среагировал молниеносно: он схватил стакан и швырнул его за борт судна. Шоу рассмеялся, но ситуацию подобные шуточки не улучшили. Спилберг регулярно выступал миротворцем в противостоянии актёров. Однако благодаря такому живому антагонизму недопонимание и взаимная нелюбовь Хупера и капитана Квинта на экране получилась ещё более живой.

Команда охотников на гигантскую акулу
Команда охотников на гигантскую акулу

Если уж профессиональные актёры устраивали режиссёру головомойку, то что уж говорить о непрофессиональных. Для съёмок массовых сцен на пляже были привлечены жители острова Мартас-Винъярд, которые часто действовали невпопад и не слышали режиссёра, а в момент съёмок жуткой сцены нападения акулы, многие веселились и дурачились. Вот конкретный пример:

"Челюсти" (1975). Ляп. Неуместное веселье статиста

Много проблем доставили и съёмки акулы. Для фильма нужен был настоящий монстр, которого отказывались создавать многие художники-постановщики в Голливуде: планировались съёмки на натуре, а тогдашним механизмам было сложно сниматься в условиях дикой природы, тем более - таким здоровым. Но тут на сцену вышел Боб Мэтти, известный художник и мастер по визуальным эффектам. В ту пору Мэтти, создававший монстров для таких картин, как "20 000 лье под водой" и "Мэри Поппинс", был уже на пенсии, но, как известно, ветераны душой не стареют. Приказав подержать своё пиво, Мэтти собрал свою команду специалистов и сделал несколько макетов акулы: большую, предназначавшуюся для крупных планов (её Спилберг прозвал Брюсом, в честь своего адвоката), а также две поменьше.

Боб Мэтти с Уолтом Диснеем
Боб Мэтти с Уолтом Диснеем

Всего акулы встали студии почти в два миллиона долларов. Намечался перерасход бюджета. Добил ситуацию тот факт, что модели поменьше отказывались работать и, вопреки законам логики, акулы тонули, проплыв пару метров. Работать с механизмами было крайне сложно. Режиссёр, оператор Билл Батлер вместе с операторской командой и труппой каскадёров и водолазов шли на самые разные ухищрения. Именно из-за неисправности механизмов в фильм добавили саспенса, не показывая акулу почти до самого конца (так что это не отсылка к Хичкоку, а банальные технические неполадки). А однажды к съёмкам привлекли даже настоящую акулу...

Для съёмок сцены, в которой Мэтт Хупер погружается в воду в клетке, чтобы ввести акуле дозу яда, съёмочная группа отправилась в океанариум. Однако местная жительница акульей национальности оказалась сильно меньше, чем спилберговский монстр. Тогда было изготовлено две клетки: одна под Ричарда Дрейфусса, а вторая - под низкорослого каскадёра Карло Риццо (его рост был всего 145 см). Хорошая операторская работа, убедительный монтаж Верны Филдс - и вот вам готова одна из самых напряжённых сцен мирового кино.

Конечно, нельзя не сказать хотя бы пару слов о музыке к фильму. Её автором стал великий и ужасный Джон Уильямс, который в дальнейшем создаст музыку ко множеству кинохитов Спилберга, его друга Джорджа Лукаса и ещё к сотне других картин. Изначально главная тема фильма не очень понравилась режиссёру и продюсеру Дэвиду Брауну. Но затем её наложили на первые отснятые кадры фильма (начальные кадры от лица плывущего хищника). Увидев результат, Спилберг пришёл в восторг.

Джон Таунер Уильямс (род. 8 февраля 1932 года) — американский композитор и дирижёр, один из самых успешных кинокомпозиторов в истори. За свою карьеру Уильямс написал музыку к таким известным картинам, как "Один дома", "Челюсти", "Супермен", "Инопланетянин", "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", "Список Шиндлера", "Парк юрского периода", "Звёздные войны", "Гарри Поттер" и многим другим. Также Уильямс создал музыку к четырём Олимпийским играм, множеству телесериалов и концертных номеров. 
Уильямс — пятикратный лауреат премии "Оскар"и 53-кратный номинант (лучший результат среди киномузыкантов, и второй по количеству номинаций на «Оскара» за всю историю (больше только у Уолта Диснея — 59). Лауреат Национальной медали за вклад в искусство (США). 4 раза был удостоен премии «Золотой глобус» (27 номинаций), 7 раз — премии BAFTA (7 номинаций), три раза — премии «Эмми» (6 номинаций), а также 25 премий "Грэмми" (71 номинация)
Джон Таунер Уильямс (род. 8 февраля 1932 года) — американский композитор и дирижёр, один из самых успешных кинокомпозиторов в истори. За свою карьеру Уильямс написал музыку к таким известным картинам, как "Один дома", "Челюсти", "Супермен", "Инопланетянин", "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", "Список Шиндлера", "Парк юрского периода", "Звёздные войны", "Гарри Поттер" и многим другим. Также Уильямс создал музыку к четырём Олимпийским играм, множеству телесериалов и концертных номеров. Уильямс — пятикратный лауреат премии "Оскар"и 53-кратный номинант (лучший результат среди киномузыкантов, и второй по количеству номинаций на «Оскара» за всю историю (больше только у Уолта Диснея — 59). Лауреат Национальной медали за вклад в искусство (США). 4 раза был удостоен премии «Золотой глобус» (27 номинаций), 7 раз — премии BAFTA (7 номинаций), три раза — премии «Эмми» (6 номинаций), а также 25 премий "Грэмми" (71 номинация)

Перерасход бюджета картины составил четыре миллиона долларов - вместо пяти израсходовали девять. В поговорку у съёмочной группы вошла фраза одного из продюсеров картины, Ричарда Занука: "Это большое белое д*рьмо тонет....". Засунув головы в вёдра с валидолом, боссы "Universal" приготовились к провалу и к вышвыриванию Спилберга из окна...

Картину ждал грандиозный успех.
"Челюсти" стали первым фильмом в истории мирового кино, заработавшим более 100 миллионов долларов в прокате. Суммарно фильм при бюджете в девять миллионов принёс своим создателям более 470 миллионов. Фильм отхватил несколько наград на премии
"Оскар" (в том числе и за лучшую музыку Джону Уильямсу, которому для получения награды пришлось оторваться от дирижёрского пульта).

А количество туристов, приезжающих на Мартас-Винъярд, увеличилось в три раза. И тут мы вспоминаем о кусающих локти мэрах, отказавших съёмочной группе в приёме. Но голь на выдумку и хитра, и вскоре после премьеры сразу несколько десятков ушлых экскурсоводов из разных частей американского побережья начали водить экскурсии для доверчивых туристов для липовых "мест съёмок" блокбастера Спилберга. Владельцы дома, который "сыграл" дом шерифа Броуди, смогли продать его за сумму в несколько раз превышавшую местный ценник на недвижимость. В общем, наживались на успехе все, кто мог.

Фильм Спилберга возымел мощное влияние на всю киноиндустрию. Именно "Челюсти" стали первым так называемым летним блокбастером - фильмом для широкой аудитории, выпускаемым летом для привлечения той самой широкой аудитории в кинотеатры. Именно по прокатному сценарию "Челюстей" в дальнейшем выпускали "Звёздные войны" и многие другие большие хиты проката. Успех фильма спас Стивена Спилберга от забвения, и именно благодаря этому мы увидели "Инопланетянина", "Индиану Джонса", "Парк юрского периода", "Список Шиндлера" и множество других отличных фильмов мастера.
По сей день "Челюсти" имеют хорошие показатели телепоказов, а также проката носителей и стриминг-сервисов. "Челюсти" были первым фильмом, который распространяли на лазерных дисках, на которых впоследствии вышли миллионы фильмов по всему миру. Картина занимает 48-е (1998) и 56-е (2007) места в списке 100 лучших американских фильмов, 2-е место в списке "100 остросюжетных фильмов", 18-е место в списке "100 героев и злодеев" (Большая белая акула), 35-е место в списке "100 киноцитат" (фраза шерифа Броуди "Тебе нужна будет лодка побольше", которая, кстати, является импровизацией Роя Шайдера), а также 6-е место в рейтинге 25 лучших саундтреков.

-9

Однако нельзя умолчать и об отрицательном влиянии картины. "Челюсти" настолько произвели впечатление на любителей поохотиться на морскую живность, что вскоре они принялись массово уничтожать акул. Изничтожались большие белые, тигровые, шёлковые акулы, тем самым нарушалась экосистема огромных пространств мирового океана.
Тогда на защиту животных встал Питер Бенчли. "Фильм был моей ошибкой", - раскаивался писатель - "Челюсти истощили океан...".
Сайт
laguna-akul.ru сообщает:

Бенчли стал активным членом Национального совета охраны окружающей среды и одним из учредителей фонда BUEI - Bermuda Underwater Exploration Institute.
В своих статьях Бенчли пытался представить акул не как агрессоров, а как жертв, тщетно пытаясь убедить завороженных читателей своих произведений, что неудержимая прожорливость и жажда человеческой крови – исаженные и выдуманные слухи. Слухи, которые и сейчас быстро опустошают подводный мир.
Получая гонорары с переизданных сотни раз книг "Челюсти" или "Бездна", огромные суммы Питер Бенчли перечислял в природоохранные организации и институты, занимающиеся изучением акул.
По его работам были сняты циклы документальных программ об акулах, например "Shark!: True Stories and Lessons from the Deep" и документальный фильм "Life's Tempo on Nantucket".
Но проклятие Челюстей, несмотря на большой вклад в защиту океанских хищников, так никогда и не оставило великого писателя. До конца жизни Питер Бенчли чувствовал свою вину перед акулами. Говорят, перед своей смертью умирающий писатель попросил прощения у океанских исполинов. За то, что с помощью своих произведений сделал из них не природных хищников, а убийц.
Покойся с миром, Питер Бенчли
Покойся с миром, Питер Бенчли

Несмотря на это, "Челюсти" - воистину великолепное кино, которое можно пересматривать бесконечно. Каждый раз оно работает, как и при первом просмотре... что и делает его настоящей классикой мирового кино, которое не грех и пересмотреть под сегодняшнюю дату!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

Павел Пластинин - "Полуночный ковбой" (рассказ, читает автор)

#кино #кинематограф #ретро #классика #искусство #интересныефакты #акулы #ужасы #животные #голливуд