Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Уникальное путешествие Чехов на Сахалин

Оглавление

В 1890 году Антон Павлович Чехов совершил свое историческое путешествие на остров Сахалин, о котором написал книгу, произведшую общественный резонанс. Многие литературоведы справедливо отмечают, что одного «Острова Сахалина» было бы достаточно, чтобы увековечить имя Чехова в истории отечественной и мировой литературы. Почему историки называют это путешествие уникальным в своем роде? И в чем заключалась его общественная значимость?

Во-первых, Чехов, который был слаб здоровьем, добрался до Сахалина с огромными трудностями. Главная национальная проблема России – плохие дороги – в конце 19 века делала подобное путешествие настоящим подвигом. А во-вторых, данные, собранные и обработанные писателем о жизни каторжан и поселенцев острова, оказались настолько шокирующими, что просвещенная общественность, наконец, обратила внимание, что на окраине империи тоже есть люди, которым нужны приличное жилье, чистая одежда и свежая еда.

Что делать?

Исследователи жизни и творчества Чехова до сих пор спорят, почему писателя – как он сам выражался – «понесло на Сахалин»? Одни считают, что безвременная кончина брата Николая, талантливого художника, так потрясла писателя, что он решился отправиться туда, где жизнь и смерть шли рука об руку. Другие отмечают душевный и творческий кризис писателя, который к своим 30 годам обнаружил, что «ничего серьезного не написал», а «перед медициной свинья» (Чехов был врачом и буквально разрывался между своим профессиональным долгом и литературным творчеством).

Антон Павлович Чехов в 1899 году
Антон Павлович Чехов в 1899 году

В своих письмах Антон Павлович не раз отмечал, что решил, наконец, сделать что-нибудь действительно сто́ящее и полезное. Свои произведения, которые принесли ему известность, он не воспринимал всерьез и считал, что ему нужно начинать жизнь с чистого листа. Исходя из его признаний, можно с уверенностью утверждать, что писатель отправился на Сахалин, гонимый извечным русским вопросом – «что делать?».

То, что он увидел на острове, без преувеличения взорвало ему мозг. Полное отсутствие элементарных норм санитарной гигиены в тюрьмах, катастрофическая нехватка медикаментов, гнилая одежда и тухлая еда каторжане ошарашили даже такого ироничного и жизнестойкого философа, каким был Антон Павлович. Что же сделал писатель при виде этого кошмара?

Каторжный ад

Занялся статистикой. Звучит банально, но только не в случае с Чеховым. Статистические данные в руках такого тонкого, вдумчивого наблюдателя превращаются из сухих цифр в суровую прозу жизни, которая ожила перед читателями на страницах его книги. Чехов посещал местные поселения, изучал труд и быт каторжан. По собственному признанию писателя, его не интересовали политические заключенные, ему хотелось собрать как можно больше информации о простых преступниках, у каждого из которых «своя психика и физиономия».

В течение трех месяцев пребывания на острове Чехов кропотливо собирал данные о жилье, питании, одежде, промыслах обитателей Сахалина. Его труд бесценен с исторической точки зрения. Писатель ничего не преуменьшал и не преувеличивал, ничего не добавлял от себя и не изменял. Он только дотошно копил голые факты и точные цифры. При таком подходе можно было ожидать, что книга станет сухим, холодным отчетом о жизни островитян. Но этого не произошло – напротив, «Остров Сахалин» вызывал слезы и надрывал сердце – как отмечала Софья Андреевна Толстая. Как получилось, что труд Чехова при отсутствии художественных описаний так потряс читающую публику?

Краткость и актуальность – сестры таланта

На Сахалине Антон Павлович показал себя не только талантливым писателем и умелым врачом, но и добросовестным историком. Точность данных и фактологизм – два главных научных достоинства его книги. Но Чехов не ограничился перечислением цифр и данных, а сопроводил свои путевые очерки меткими характеристиками людей и условий их жизни.

Эти коротенькие зарисовки поражают своей компактностью и высокой концентрацией чувства горькой обиды за державу. Чехов расположил добытые с огромным трудом данные в таком смысловом порядке, что они безотказно действовали на читателей. Во многом под влиянием его книги на Сахалине, наконец, побывали ревизоры, и был устроен работный дом, где поселенцы получали одежду, еду и работу.

Книга оказалась весьма актуальной для конца 19 века. В обстановке безвременья она без громких юридических терминов стала ярким манифестом в защиту прав человека. После ее публикации в правительственных кругах встал вопрос об изменении тюремного устава и отмене ссылок. Описывая сахалинскую каторгу, Чехов как будто предвидел сталинские лагеря следующего столетия. Может, поэтому его книга имеет открытый финал?

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))