После напряженной работы над The Wall участники группы не чувствовали ничего кроме усталости. Запись альбома, работа над фильмом, более тридцати выступлений за два года. Всем казалось, что The Wall никогда уже не закончится. Фактически группа распадалась под тяжестью, обрушившейся на нее стены. Рик Райт, которого официально уволили, жил в Греции. Остальные мотались по свету занятые продвижением фильма. Уотерс и Гилмор колесили по США, Мейсон отправился в Испанию. Он вспоминал:
Скрипя зубами, я улыбался перед камерами. Временами, как мне казалось в подлинно царственном стиле, я махал рукой из королевской ложи в Мадриде и скромно признавался, что это на самом деле не совсем моя работа…
Вернувшись в Лондон, Уотерс начал работу над новым альбомом. От сессий The Wall осталось несколько песен, которые в него не вошли, Роджер собирался дополнить их новым материалом. Так началась работа над альбомом The Final Cut.
Идея появилась из рабочего названия альбома - «Запасные кирпичи». У Роджера возникла идея создать реквием послевоенной мечте. Уотерс хотел объединить собственные переживания по поводу гибели отца в мировой бойне и его позицию по отношению к сложившейся ситуации в мире. В тот момент Великобритания воевала с Аргентиной за Фолклендские острова, СССР боролся с маджахедами в Афганистане. Вторая мировая война закончилась, принеся человечеству многочисленные жертвы и страдания, а «сильные мира сего» продолжили убивать людей ради своих личных интересов.
Концепция альбома понравилась Мейсону, а вот Гилмор считал , что делать альбом на материале который был отвергнут во время подготовки The Wall как слабый в музыкальном отношении нельзя. К тому времени у Гилмора накопился собственный материал, который он хотел реализовать. Тем не менее, Роджер настаивал на своем. Концепция в личном понимании Уотерса уже сложилась, и он не хотел ни чего менять.
Если во время создания The Wall Уотерс соблюдал некое подобие демократии, теперь он хотел единоличного руководства над процессом.
В результате альбом был полностью составлен из композиций Уотерса. Большую часть вокала Роджер взял на себя, Гилмор спел только на Not Now John. Если не считать гитарных партий - участие Гилмора в работе над альбомом сводилось к минимуму. На должность со-продюсера, вместо случайно проштрафившегося Эзрина, по вине которого произошла утечка информации, касавшейся The Wall, был приглашен Майкл Кэмен, он же должен был заменить уволенного Рика Райта. Поводом для конфликта с Эзрином послужил случай когда, по словам Мейсона:
«Боб дал интервью одному американскому журналу как раз перед представлением целого ряда шоу «The Wall». Один друг-журналист (теперь уже не друг) выцыганил из Боба — и опубликовал! — полное описание шоу, включая эксклюзивное откровение насчет обрушения стены в качестве «гранд-финале»».
В основном работа над альбомом проходила в студии «Mayfair» на Примроуз-Хилл в северном Лондоне. Там же работал Джеймс Гатри которого подключили в качестве еще одного со-продюсера. Помимо этого для записи были задействованы студии «Olympic», «RAK», «Eel Pie», домашние студии Роджера и Дэвида. Атмосфер внутри группы продолжала накаляться. Диктат Уотерса перешел все границы. Он заявил Мейсону, что тот не может рассчитывать на вознаграждение как соавтор. Мейсон вспоминал:
«Увы, еще до начала моей работы над альбомом «The Final Cut» Роджер счел необходимым объявить следующее: поскольку я «только барабаню», я не могу рассчитывать ни на дополнительное вознаграждение, ни на особые почести. На самом деле такое его поведение уже начинало граничить с манией величия, ведь никакой угрозы его планам я не представлял».
Гилмору приходилось еще тяжелее. Уотерс игнорировал любые его предложения, сводя на нет композиторский вклад Гилмора в The Final Cut. Уотерс своим поведением, фактически, понизил Гилмора в сессионные музыканты. К моменту завершения альбома Pink Floyd превратился в «театр одного актера».
В итоге после завершения работы над альбомом имя Гилмора было удалено из списка со-продюсеров, хотя была достигнута договоренность о том, что тому заплатят. Майкл Кэмен остался со-продюсером вместе с Джеймсом Гатри.
Оформлением обложки в этот раз, вместо «Hipgnosis» занимался сам Уотерс. Роджер приложил максимум усилий для того, что бы устранить всех участников группы от творческого процесса, тем самым поставив жирную точку в истории группы. Так закончился Pink Floyd. Сам альбом среди слушателей особого энтузиазма не вызвал, тура в его поддержку не планировалось. Просто еще одна пластинка в дискографии Pink Floyd. Для слушателя незнающего английский язык и оценивающего только музыкальную составляющую, The Final Cut, скорее продолжение The Wall, чем отдельный альбом. Хотя концептуально они, конечно же, отличаются.
После выхода альбома в 1983 году. Дэвид и Роджер начали работать над сольными проектами. Во время тура в поддержку своего сольного альбома About Face, который вышел в 1984 г., Гилмор пригласил Райта и Мейсона исполнить Comfortably Numb на концерте в Хаммерсмит Одеон. Это событие и стало началом нового Pink Floyd. Не мне судить, что из этого получилось, тем более что это совсем другая история. А на сегодня все, если вам понравилась моя статья, обязательно подпишитесь.