В бытность заведующим кафедрой математики мною было организовано проведение в ИРНИТУ ежегодной Байкальской Всероссийской олимпиады по математике для студентов технических специальностей, которая продолжалась более 10 лет. В течение нескольких лет она имела статус III-тура Всероссийской олимпиады по математике для студентов технических специальностей, а её победители получали премии МО РФ. За годы проведения в ней приняли участие лучшие студенты более чем из двадцати вузов России. Трижды нашими гостями были студенты московского физтеха, ежегодно к нам приезжали бауманцы и студенты томского политеха.
Олимпиада всегда проходила в два этапа: 15-минутное компьютерное тестирование и 3-часовая письменная работа. 15-минутный тест основывался на более чем 600 базовых вопросах из следующих разделов высшей математики: линейная алгебра, аналитическая геометрия, введение в математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисление функции одной переменной – это те разделы, которые первокурсники успевали изучить до месяца проведения олимпиады. Олимпиада ИРНИТУ (ИрГТУ) включала в себя три олимпиады – для первого, для второго и для старших курсов, для каждой из которых был свой пакет олимпиадных задач.
Указанный 15-минутный тест был един для участников всех трёх олимпиад. Иногда руководители команд, впервые приехавшие на олимпиаду, выражали недоумение, узнав, что результаты 15-минутного теста учитываются в итоговых результатах. Ведь приезжали лучшие студенты, и гостям казалось, что в тесте по базовой математики их воспитанники наберут по 100 баллов. Но этого никогда не случалось. И более того, некоторые из гостей получали за тест всего 50 баллов, что соответствовало оценки удовлетворительно. Если же студент действительно владел математикой по указанным разделам в рамках втузовской программы, то на вопрос рассчитанный на минутное размышление, он отвечал правильно за 40 секунд или быстрее, и за 15 минут такой студент успевал правильно ответить более чем на 15 вопросов. Результат такого тестирования при малом числе ошибок превышал сто баллов. Лучшие результаты тестирования как правило были на отметке 130-140 баллов, а самый лучший результат за все годы проведения олимпиад оказался равен 160 баллов.
После проверки письменных работ и подведения итогов всегда оказывалось, что результаты 15-минутного теста и результаты 3-часового решения оригинальных сложных задач коррелируют. Чтобы не быть голословным я приведу вырезки из протоколов олимпиад.
В колонке I этап указываются результаты 15-минутного тестирования, поделённые на 10, а в колонке II этап результаты 3-часовых решений олимпиадных задач по 30-балльной шкале.
Напрашивается вопрос: чем обусловлена корреляция результатов 15-минутного тестирования с результатами трёх часовых решений сложных олимпиадных задач? Ответ на этот вопрос будет дан в следующих статьях.