Для проживания последствий травмы.
Интересные и эффективные техники снятия напряжения, которые можно проводить с детьми в форме игры. Подойдёт детям, перенёсшим травму, насилие.
1. Деревце, растение, росток
На языке образов, которыми оперирует наше подсознательное дерево — символ жизненной энергии. Лучший способ, чтобы ей наполниться.
Сочиняем сказку (рисуем, лепим, строим) о том, как посменное зернышко вырастало, цвело, обзаводилось друзьями.
Если произошла смена жизненной ситуации, можно сочинить, как оно было пересажено в другой горшочек и увезено. Как оно приживалось, крепло. Какие появились цветочки, плоды. С кем оно обещалось, дружило. Кто пытался сломать и вредить. О чем грустило и как утешилось, как защищалось. Фантазии нет предела. Позвольте сочинить все, что придёт в голову. Поддержите и помогите развернуть сюжет: забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг и др. Это и диагностика, и коррекция состояния ребёнка.
Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить.
2. Безопасное место или счастливое место
Рисуем, сочиняем, представляем место, где очень хорошо, уютно, тепло, безопасно. Там никто не обидит, не найдёт.
Можно делать, что душе угодно. «Что это за место? Какой пейзаж? Чем там пахнет, какие звуки? До чего можно дотронуться руками? Кто ещё присутствует?». Можно сочинять, рассказывать, делиться, оставлять на бумаге. «Это место очень радо тебе, и ты всегда можешь туда вернуться».
Эту практику используют и со взрослыми, она даёт изумительный результат.
3.Мой страх или мое беспокойство
Даем ребёнку цветные карандаши, бумагу или пластилин, журнал, ножницы, клей. Пусть он рисует, лепит или вырезает свой страх.
«Кто это? Как зовут? Зачем пришёл к тебе? С кем живет? Чего хочет? Что любит кушать? А чего он сам боится? Он часто грустит? Что тебе хочется в нем изменить? Давай рассмешим или утешим, или сделаем менее страшным, добрым, нелепым». Задача — сместить фокус внимания с эмоции на сам персонаж. Одушевить, заставить говорить, сделать смешным, нелепым.
4. Прошлое — настоящее — будущее
Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они, как будто бы отделены от реальности.
Гирляндой или лентой выкладываем линию. Ставим на ней яркие предметы, символизирующие 1 или несколько лет. Первая — точка, где ему всего годик.
На этом месте малыш только начинает ходить (ребенок может присесть, можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребенок распрямляется.
На каждой остановке говорим: «В этом году ты стала/а … (какое- то достижение)». Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребенок делает шаг в «будущее» — «Ты будешь таким счастливым взрослым!».
Можно раскладывать бумажки с написанными пожеланиями.
Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребенок прыгает в клеточку возраста. Там его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом.
5. Ты где?
Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом «здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например, «Я здесь, в комнате. Сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду».
👍 Статья была для вас полезной? — ставьте лайк
✍️ Хотите поделиться мыслями? — пишите комментарии
🗂 Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал