Банкиры во всех странах нечисты на руку, но в России их особенно жалеют, дают миллиарды «помощи» и не наказывают за обман людей. А в других странах тоже дают миллиарды, но не стесняются и штраф влепить, который пойдет не в казну, а непосредственно пострадавшим.
Молчание - золото…
Когда я работал в Центробанке, к нам приехал специалист из Федеральной комиссии США, который рассказал, как, самым неожиданным образом, в США защищают людей, пострадавших от обмана банкиров, микрозаймовых контор и коллекторов.
Когда пострадавшие пишут жалобу в госорган США, то им не отвечают на их жалобу!
Это звучит странно, поскольку в нашей стране чиновники всегда отвечают на письма граждан, причем обязаны уложиться в срок 30 дней. Другое дело, что обычно отвечают так, что сам себе говоришь: «На что я надеялся, когда писал этим людям о своей проблеме?». Потому что отвечают самым типовым письмом.
А в Америке госорган не штрафует банк, он ждет…
В суд через газету
Так вот, в Америке НЕ ОТВЕЧАЮТ людям, а собирают жалобы «в стопочку», изучают, на какие действия банка идут жалобы, засылают в банк «тайного покупателя». Когда жалоб на какой-то банк становится много, то Федеральная служба обращается в суд и дает об этом объявление едва ли не в газете, после чего к судебному иску могут присоединиться все пострадавшие (это и есть диковинный для России КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИСК).
Дальше в суде госорган добивается либо наказания банка, либо заключает с банком соглашение о компенсации потерь всем многочисленным (тысячам!) пострадавшим.
В мире чистогана
В России тоже можно подавать коллективные иски. Центробанк имеет право использовать «тайного покупателя». Полномочий у Набиуллиной больше, чем у службы в США. А результат защиты прав граждан - «около нуля».
Я писал статью, как Центробанк годами не останавливает банки в их обмане людей. Самим пострадавшим никаких компенсаций Центробанк, конечно, не выбивает.
Может стоит поучиться у «мира чистогана»? Или Набиуллина в США плохо училась или не тому она там училась?