Найти тему
Изян

Основатель династии Мин - китайский император Хуну

Оглавление

Император Хуну (годы правления 1368-1398 гг. н.э.) был основателем династии Мин (1368-1644 гг. н.э.), которая сменила монгольскую династию Юань (1276-1368 гг. н.э.) в качестве правителей Китая. Родившийся крестьянином по имени Чжу Юаньчжан, будущий император возглавил группу повстанцев под названием «Красные повязки» и захватил столицу Юаня Нанкин. Победив своих соперников, Юаньчжан объявил себя императором под именем Хунву в 1368 году нашей эры. Хунву будет наблюдать за возрождением власти ханьцев и основать династию, в которой наблюдался беспрецедентный экономический рост и расцвет искусства. Суровый правитель, централизовавший правительство и реформировавший больную сельскохозяйственную систему Китая, Хунву безжалостно расправлялся с любым инакомыслием при своем дворе, казнив тысячи людей во время своих многочисленных чисток. Вероятно, никем не любимый, император, по крайней мере, заложил основы для своих преемников, чтобы они могли опираться на Китай и превратить его в мировую державу. Посмертное имя императора, в честь которого приносились жертвы, - Мин Тайдзу.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Ранний период жизни


История Хунву была классической сказкой о том, как из грязи в князи. Часть в лохмотьях, возможно, была длинной и жесткой, но, по крайней мере, когда он добрался до части богатства, он оставался одним из самых богатых и влиятельных людей в мире в течение 30 лет. Крестьянская семья будущего императора, родившегося в 1328 году н.э. в провинции Аньхой на востоке Китая, по имени Чжу Юаньчжан, жила в крайней нищете, и его родители часто вынуждены были переезжать домой, чтобы избежать сборщиков ренты.

Еще большую катастрофу постигла чума, поразившая Китай в 1340-х годах нашей эры. И его отец, и старший брат скончались от болезни, и семья осталась без гроша в кармане. К 16 годам Чжу был вынужден уйти в буддийский монастырь, где он мог найти пищу и кров. К сожалению, в монастыре дела тоже шли не очень хорошо, и Чжу был вынужден иногда просить на улице хлеб насущный. Молодой человек несколько лет скитался по центральному Китаю, но в конце концов вернулся в монастырь в Аньхое. Заигрывание Чжу с буддизмом позволило ему научиться читать и писать, но не помешало ему позже принять конфуцианские принципы; он даже написал собственное издание книги Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.), знаменитого ученого-конфуцианца.

Красные тюрбаны и падение юаня


Династия Юань правила Китаем со времен монгольского нашествия в третьей четверти 13 века н.э., но она неуклонно теряла контроль. Охваченные голодом, эпидемиями, наводнениями, повсеместным разбоем и крестьянскими восстаниями, монгольские правители, что особенно важно, ссорились между собой за власть и не смогли подавить многочисленные восстания. Одной из самых успешных повстанческих группировок было Движение красных тюрбанов.

«Красные тюрбаны», названные так потому, что их члены носили головные уборы такого цвета, на самом деле были ответвлением радикального буддийского движения «Белый лотос». Красные возникли как часть более широкой реакции крестьян на политику юаней по использованию принудительного труда на государственных строительных проектах, особенно на Гранд-канале и Хуанхэ. Наиболее активные в северном Китае повстанцы часто вступали в столкновения с монгольскими войсками, и в одном из таких случаев был сожжен монастырь, в котором останавливался Чжу.

Бронзовая монета Чжу Юаньчжана, будущего императора Хунъу (годы правления 1368–1398 гг. Н. Э.), Основателя династии Мин (1368–1644 гг. Н. Э.).
Бронзовая монета Чжу Юаньчжана, будущего императора Хунъу (годы правления 1368–1398 гг. Н. Э.), Основателя династии Мин (1368–1644 гг. Н. Э.).

Чжу, которому сейчас 24 года и у которого не было других вариантов, решил присоединиться к Red Turbans. Постепенно он становился все более и более важным для дела. Он женился на дочери одного из лидеров движения, а затем сам взял на себя их руководство в 1355 году нашей эры. Установив свою базу власти в долине Янцзы, Чжу в конечном итоге имел под своим командованием 20–30 000 человек. Чжу заменил традиционную политическую цель Красного тюрбана по восстановлению старой династии Сун (960–1279 гг. Н. Э.) Своими личными амбициями к правлению, и он получил более широкую поддержку, отказавшись от антиконфуцианской политики, которая оттолкнула образованные классы. Единственный среди многих лидеров повстанцев того периода Чжу понимал, что для установления стабильного правительства ему нужны администраторы, а не просто воины, жаждущие добычи.



Чжу Юаньчжан захватывает власть


Первым важным шагом Чжу Юаньчжана к господству в Китае был захват Нанкина, столицы династии Юань, в 1356 году нашей эры. Монгольские правители не помогли своему делу, уволив за год до этого своего наиболее способного полководца канцлера Тогто на том основании, что он был слишком прокитайским. Успехи Чжу продолжались, и он победил двух своих главных соперничающих лидеров повстанцев и их личные армии. Первым ушел Чэнь Юлян, провозгласивший себя ханьским императором в 1360 г. н.э. Чен был убит, а его армия потерпела поражение в битве у озера Поянху в 1363 году нашей эры. Следующим пришел Чжан Шичэн, контрабандист соли и пират с большими военно-морскими силами, потерпевший поражение в 1367 году нашей эры. Когда затем умер Хань Линьэр, который утверждал, что является законным наследником линии императоров Сун, Чжу остался самым могущественным лидером в Китае, и, преследовав остатки монгольской армии обратно в Монголию, он объявил сам император 23 января 1368 г. н.э., в день Нового лунного года.

Чжу возьмет имя царя Хунву (что означает «богатый брак») и династию, которую он основал Мин (что означает «яркий» или «свет»). Новый император стремился установить свою легитимность, восстановив традиционные жертвы, которые китайские правители приносили Небу и Земле. По той же причине вернулись и другие конфуцианские и буддийские ритуалы. Какой бы ни была его легитимность, Хунву искоренит любые затянувшиеся повстанческие движения в следующие два десятилетия и будет править до 1398 года н.э. Его преемники продолжили его усилия по объединению Китая с помощью сильного централизованного правительства и, таким образом, укрепили власть династии Мин. Это было началом новой золотой эры китайской истории.



Государственная политика


Хунву опасался потерять свой трон таким же насильственным путем, каким он его заполучил, и поэтому он был полон решимости навязать Китаю сильное централизованное правительство, при котором он лично контролировал бы все вопросы. Институт китайского императора вернется к старому — абсолютному монарху и обладателю божественного мандата на правление, так называемого Небесного Мандата. Чтобы укрепить его положение, даже Секретариат, который ранее действовал как бюрократический ограничитель власти императора, был упразднен (хотя и не раньше 1380 г. н.э., и он вернется при более поздних императорах). Любые несогласные официальные лица были безжалостно наказаны или казнены, а для того, чтобы контроль Хунву распространился далеко за пределы столицы в Нанкине, провинциальные правительства были реорганизованы, и во главе их поставили членов императорской семьи. В то же время местным властям была предоставлена достаточная автономия, чтобы они могли создать баланс сил с этими региональными главами и, таким образом, гарантировать, что никто — семья, друг или враг — никогда не поднимется, чтобы бросить вызов императору.

-3

Другая политика, проводимая Хунву, включала составление драконовского свода законов (Да Мин люй или Великие заявления); поземельные и налоговые повинности тщательно регистрировались, крестьянство в угрожаемых районах продолжало облагаться наследственной воинской повинностью (как это было при монголах), ограничивалась международная торговля, поскольку все иностранное считалось угрозой режиму, а старая система дани, взимаемая с соседних государств, была возрождена.

Сокращение торговли по сравнению с более международно настроенными монголами означало, что сельское хозяйство снова стало центром экономической политики правительства. После опустошения больших участков Китая после монгольского нашествия и восстаний во время предсмертной агонии Юаня земли для возделывания были тщательно зарегистрированы и переданы обратно крестьянам, земли были осушены, ирригационные системы были улучшены, а на некоторых территориях были восстановлены леса. Юго-западная область была завоевана, и была создана новая провинция; Гуйчжоу.

Император, сам получивший бесплатное буддийское образование, был сторонником обучения для всех и с этой целью продвигал местные школы. В 1370 году Хунву вновь ввел традиционную систему экзаменов на государственную службу, которая была важным путем социального прогресса в домонгольском Китае и продолжалась вплоть до 20 века нашей эры. Что касается искусства, то его расцвет действительно наступил только при преемниках Хунву, но он действительно основал академию живописи в Нанкине.

Паранойя власти


Возможно, изначально скорее гиперпараноидальный правитель с добрыми намерениями, чем злой деспот как таковой, Хунву без колебаний наказывал своих чиновников, как иллюстрирует приписываемая ему цитата:



Утром я наказываю некоторых; к вечеру другие совершают то же преступление. Вечером наказываю таких, а к утру опять нарушения. Хотя трупы первых не убраны, на их пути уже следуют другие… День и ночь я не могу отдыхать. (цитируется по Бринкли, 168)



Однако со временем Хунву стал более неустойчивым и параноидальным. Проводились регулярные наказания и чистки государственной бюрократии, наиболее печально известные в 1376 году н.э., когда несколько тысяч чиновников были казнены по обвинению в неправильном управлении налогом на зерно. Точно так же поступали со всеми, кто возражал против предубеждения императора по отношению к буддизму. С 1380 г. н.э. произошла еще большая чистка, в ходе которой было казнено 15 000 чиновников и их родственников, когда Хунву подумал, что обнаружил заговор с целью убийства, совершенный его канцлером Ху Вэйюном. Чистка, начавшаяся с казни канцлера, продолжалась более десяти лет и выкорчевывала любого человека, имевшего хоть малейшую связь — реальную или воображаемую — с Вейюном. Таковы были последствия этого господства террора и отсутствия энтузиазма среди образованного класса ученых к участию в правительстве, Хунву был вынужден заставить бюрократов соглашаться на официальные назначения и запрещать отставку. Даже военные не сбежали, и три высших генерала династии Мин были казнены между 1393 и 1395 годами нашей эры. К настоящему времени, когда ему за 60, кажется, что чем крепче Хунву цеплялся за власть, тем меньше хватки он чувствовал.



Смерть и наследие


У Хунву было 26 сыновей, но его тщательно воспитанным наследником должен был стать его первый сын Чжу Бяо, которого он родил от императрицы Ма. Однако ранняя смерть Бяо в 1392 году н.э. вызвала перестановки в придворной иерархии, которые имели ужасные последствия. Когда Хунву умер в 1398 г. н.э., ему наследовал его второй выбор в качестве наследника, старший сын Бяо, Чжу Юньвэнь (он же Хуэйди), который принял имя императора Цзяньвэнь (годы правления 1398-1402 н.э.). Это стало установленным методом династии Мин выбирать наследников престола; старший сын императрицы был первым в очереди, и, если он умер до вступления в должность, наследовал его старший сын. Цзяньвэнь продержался недолго, поскольку второй сын Хунву, известный как принц Янь (и как Чжу Ди), имел собственные амбиции и совсем не любил, когда его не замечали. После трехлетней гражданской войны этот второй сын стал императором Чэнцзу, также известным как Император Юнлэ (годы правления 1403–1424 гг. Н. Э.), Которому предстояло наблюдать за еще большим процветанием минского Китая.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Источник