Итак, мы решили подзаработать и принять участие в психологическом исследовании. Сидим у двери, ведущей в кабинет экспериментатора и ожидаем своей очереди.
Вдруг из комнаты раздаются какие-то невнятные крики, слышится шум передвигаемых предметов, звук падения, дверь распахивается, из нее вылетает человек с окровавленным ножом в руках и ошалело оглядывается вокруг.
Читая пост, понимаешь, что это всего лишь переодетый актер, на ноже - краска. Но участники испытали реальный стресс. После чего были практически неспособны вспомнить детали пережитого события, единственное, что запомнилось - окровавленный нож. Это "эффект оружия" - агрессивные стимулы привлекают внимание (и, в свою очередь, сами вызывают агрессивное поведение).
Другие участники эксперимента, слышавшие шумное обсуждение проблем с компьютером и видевшие обычного человека, выходящего из комнаты - запомнили значительно больше деталей.
Результат подтверждается и практикой криминальной психологии - примерно половина свидетелей правонарушения, в том числе и сами преступники, затрудняются с воспоминанием момента преступления.
Ситуация эмоционального возбуждения оказывает разрушительное воздействие на память.
Так что слишком сильный aha-момент, за которым так любят гоняться некоторые маркетологи, может стереть из памяти как негативные, так и позитивные впечатления потребительского путешествия.
© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.
Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.
Веду блог "Психология Макетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 150 000+ подписчиков уже в курсе.
Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится.