Как понять слова Христа «не противься злому»? Своими мнениями на этот счёт поделились священнослужители и богословы.
Лука Степанов, игумен:
Слова «не противься злому» требуют от человека, который видит ближнего в беде, в пленении каким бы то ни было злым духом — гнева, блуда
или жадности — не воспламеняться подобным.
Не отвечать гневом на гнев тому, кто болен грехом. Эта ядовитая желчь, в первую очередь, терзает самого человека. И если это будет выплеснуто на нас, то очевидно, это не принесёт нам ничего приятного. Но это не столько должно порождать в нас мстительность, сколько сохранять нас в особом сострадании к этому страждущему человеку.
Человек сам страдает от терзаний внутри себя, потому что он лишился мира с Богом, мира с ближними своими, мира внутри самого себя.
Слова «не противься злому» — вовсе не о том, что не нужно сопротивляться в моменты каких-то нападений. Эта фраза не относится ни к пацифизму, ни к толстовству («не противление злу насилием»)...
Эта заповедь утверждает нас в любви ко всякому ближнему, который будучи поврежденным злом, губит этим злом, прежде всего, самого себя. Нам нужно не забывать видеть в нём образ и подобие Божье, видеть, что он страдает. То есть заботиться о своём ближнем.
Эта заповедь учит смотреть на другого, как на себя. Возлюбить ближнего как самого себя. А не наполняться мстительностью.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Как объясняют фразу «не противься злому» святые отцы? Если случился какой-то конфликт, если в твой адрес направлены несправедливые обвинения, постарайся всё объяснить спокойно. Но если тебя не слышат, то перестань объясняться.
Что означает слово «противиться»? Перестань объяснять, что ты прав… То есть перестань сопротивляться. Нужно прекратить это делать. Потому что нет другого способа для остановки вражды.
Мы же подчас начинаем спорить по каким-то мелким моментам, а потом это всё разгорается до большого пожара. Нужно прекратить, перестать, воздержаться. Если тот человек не в силах остановиться, так хотя бы ты остановись.
В этом смысл. А совсем не в том, чтобы быть пассивным. К примеру, не принимать никаких мер относительно разбойного нападения. Что за ерунда?
Не разжигать ссоры дальше, остановить вражду. Вот о чём идёт речь.
Георгий Геронимус, иерей:
Однажды, когда дети сильно шумели, к нам постучал сосед и начал злобно скандалить. Кто-то из моих близких даже собирался позвонить в полицию. Но я принёс соседу свои извинения. Я принял решение на зло ответить добром.
Заповедь «Кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую» является ещё более тонкой и, наверное, самой трудной для понимания. Она — о том, что, когда в отношении тебя делают что-то худое, то ты в ответ должен постараться сделать что-то доброе.
Это, несомненно, трудно. И эта заповедь — не для всех. Но если между жёсткостью и добром ты выберешь «не отвечать», то не ошибёшься.
Нужно понять, что заповедь «не противься злому» — это не прямое руководство к действию, это рекомендация, как мы должны поступать, когда по отношению к нам поступают агрессивно.
К примеру, мудрые мамы и папы учат своих детей не обзываться в ответ. Если в ответ ты обзовёшь другого человека или ударишь его, то будешь распространителем зла, его станет больше, оно будет нарастать как снежный ком. Господь заповедует находить в себе силы прекращать вражду.
Подставить другую щёку — это значит прекратить передавать зло далее.
Ещё статья: Что означает «если ударили по правой щеке, подставь левую». Объясняет священник Андрей Ткачёв.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение