Автор: Hoomkeen
Первые халифы, или, говоря по-русски, заместители пророка на земле, правили единым теократическим государством, непрерывно и победоносно расширяли территории, устанавливали законы и компилировали Коран для будущих поколений. Время этих первых халифов называется "Праведный Халифат", или, если использовать арабское самоназвание, аль-Хилафа ар-Рашида. Главной особенностью, подчеркиваемой последующими историками халифата, была выборность главы государства - каждый раз после смерти халифа собирался совет, на котором авторитетные лидеры государства выбирали следующего главу.
После победоносного 636 года Византия добровольно отступила на север, перевела свои гарнизоны в форты по горам Тавр и фактически отдало в руки арабам Сирию и Палестину. Сассаниды, разгромленные под Кадиссией, отступили за свои родные полупустынные и негостеприимные горы Загрос и там, в провинциях Фарс, Хорасан и Хузистан зализывали раны, готовясь ко второму раунду борьбы за своё существование.
Арабам достались огромные, густонаселенные и очень богатые провинции. Перед Умаром встал вопрос построения не просто небольшой страны, но огромного по масштабу государства, в котором надо было выстраивать начисто все ветви власти. Надо сказать, справился он с этим блестяще. Властный, вспыльчивый и требовательный, Умар целиком погрузился в работу, масштабную и разноплановую.
Во-первых, надо было как-то организовать множество племён и народов, которые неожиданно стали подданными халифата. Первая хорошая новость заключалась в том, что большинство новых подданных восприняли смену режима как невиданное облегчение - первоначальные условия, на которых они вступали в подданство к арабам разительно отличались от огромных податей и грабежей, которыми Византия и Персия тянули ресурсы на свою тотальную многолетнюю войну.
Арабы приветствовали переход людей в ислам и предоставляли таким людям полноценное гражданство и равенство перед своими законами. Далее, те, кто не собирался отрекаться от своей веры, но оставался монотеистом, попадал в разряд зимми - христиане, иудеи и зороастрийцы были людьми охраняемыми, защищаемыми законом и им позволялось совершать свои поклонения и жить по своим законам, которые не вступали в противоречие с заповедям ислама. На немусульман накладывался налог джизья. Мусульмане в общем даже позволяли занимать зимми государственные должности, если те наиболее соответствовали требованиям. Конечно же, многобожники-язычники продолжали страдать, но мы же говорим о Сирии и Месопотамии, где таких людей считай что не было.
Умар разделил свою страну на ряд провинций, которые в свою очередь подробил на районы. Губернаторов и офицеров во всей стране Умар назначал лично, письменными указами с указаниями, которые надо было зачитывать прилюдно. В самом начале армия арабов и само молодое государство было очень бедным, и по мере побед и получения несметных богатств, Умар опасался за моральный облик своих губернаторов и руководителей. Поэтому халиф требовал от всех своих назначенцев присяги:
1. Что он не будет ездить на тюркском коне ( который был символом гордыни ).
2. Что он не будет носить красивую одежду.
3. Чтобы он не ел просеянную муку.
4. Что он не будет держать привратника у своей двери.
5. Что он всегда будет держать свою дверь открытой для публики.
Вскоре поток богатств оказался таким огромным, что от пунктов два и три было решено отказаться, но Умар жестко требовал от своих подчиненных оставаться открытыми перед простым населением и быть не надсмотрщиками, а скорее примером для последователей.
Доверяй, но проверяй - Умар часто переназначал людей с должности на должность. Кроме того при назначении на должность проводилась опись имущества чиновника, и в случае его непомерного увеличения проводилась конфискация.
После биты при Ярмуке и особенно Кадисии в руки мусульманам попало огромное количество добычи. перед Умаром возникла огромная проблема, что делать с такими деньгами, и он собрал комиссию, которая разделила богатства между всеми арабами, разделенными по близости к Мухаммеду. Кто вступим в ислам попозже, тот получал поменьше, но всё равно это было две-три тысячи дирхемов.
Деньги никак не кончались, так что Умар увеличил жалование на 25%, кроме того стал выплачивать денежные пособия тем бедуинам, которые выходили из пустыни и присоединялись к государственным делам в городах.
Оставим в стороне огромную тему шариата и вообще судебной системы в исламе. Это вообще совершенно новый подход и одна из главных отличительных особенностей мусульманской цивилизации - религиозные нормы очень тесно вплетены в судебную систему, и конечно всё это тоже началось во времена праведного халифата.
Кроме всего прочего при Умаре был заново прорыт (восстановлен) старинный канал, соединявший Египет с Красным морем. Сделано это было из-за тяжелого голода, который поразил Аравию из-за засухи. Корабли с зерном потекли не в Константинополь, а в Аравию, наполняя восток жизнью. Да, климат медленно менялся обратно - Аравия снова становилась пустыней, а в Европе уменьшилось количество наводнений и заморозков. Но этой сотни лет вполне хватило, чтобы из Мекки и Медины пришел новый великий народ... Впрочем, возвращаемся к нашим баранам. Египет? Да, Египет.
Халифат не остановил свою экспансию, на востоке после битвы при Нихаванде (642), уже в глубине Персии, были разгромлены новые армии Сассанидов, после чего организованная оборона империи персов распалась на обороны отдельный областей. Защита их теперь состояла в больших расстояниях, пустынных территориях, горах и бедности населения. Увы, ничего не могло остановить Умара, который решил для финального похода по Персии назначить знаменитого Халида ибн аль-Валида. К сожалению тот умер в разгар подготовки к походу. Тем не менее начиная с 643 года начались точечные походы различных арабских главнокомандующих, которые провинция за провинцией покорили к 651 году всю оставшуюся Персию, полностью уничтожив четырехсотлетнюю империю Сассанидов.
Византия, первоначально оставившая свои гарнизоны на востоке вдоль Евфрата, после разгрома Персии оказалась там в изоляции и отступила на север, оголив южную границу Армении. После пробного набега арабов и разгрома армянской армии, местные правители предпочли выплатить джизью и подчиниться могучему новому соседу, на века включив Армению в качестве автономии внутри халифата. Относительно мирное покорение Армении позволило местным династиям так и продолжать править над своим народом, сохранив веру и людей. Все правители Армении утверждались, конечно, только после позволения халифа. Византия сохранит часть западных армянских земель, но это уже история второй половины VII века...
Что же до Египта, то после покорения Сирии Умар направил в Египет небольшой отряд во главе с опытным Амр ибн Ас-Сахми. Всего 4000 арабов поприсутствовали при полном коллапсе обороны греков - полное равнодушие местных христиан, которых угнетал местный префект - монофелит по имени Кир. Некомпетентность местных военачальников, паника и страх перед арабами позволили Амр ибн Ас-Сахми действовать без стеснения. Он призвал подмогу в 12000 воинов, разгромил Византийцев в битве и уже в 641 году принял капитуляцию, по которой получил все города провинции. Завоевание Египта было самым быстрым и успешным в истории завоеваний халифата. Амр ибн Ас-Сахми остался в нем губернатором, и в будущем ещё сыграет важнейшую роль в первом большом внутреннем конфликте, который завершит историю первого халифата.
Наверное стоит ещё добавить, что делопроизводство в захваченных провинциях велось на греческом и персидском языках - арабы в эти годы ещё не вмешивались в то, что и так работало. Деньги использовались также персидские или византийские.
Конечно же, кроме золота, населения и земель, арабы во время своих походов захватили и множество пленников, которые превратились в рабов. Один из таких пленников - перс, которому арабы дали имя Абу Лу'лу'а, талантливый кузнец и плотник, был доставлен в Мекку. В те годы этот сакральный город был, скорее всего, закрыт для чужеземцев кроме отдельных случаев, и Абу Лу'лу'а, которого использовали для работы на самого халифа, стал одним из таких исключений. Впрочем, Умар не собирался делать каких то поблажек и обложил своего раба налогом на немусульман. Возмущенный таким издевательством, Абу Лу'лу'а ударил своего господина кинжалом во время молитвы. В гневе один из сыновей Умара убил нескольких неарабов, которые находились в Мекке, грозя перебить всех, и вызвал скандал, так как племянник Мухаммеда - Али объявил его убийцей и пообещал судить, если станет халифом.
Конечно же шииты, которые не признают первых халифов, очень уважают Абу Лу'лу'а. Более того, современный Иран, потомки персов, традиционно связывает свою судьбу с потомками Али, и возможно его заступничество было одним из больших шагов к началу этой большой дружбы персов и семейством пророка (потомками Али).
О следующем, третьем халифе, мы поговорим в продолжении...
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества. Её нет. Дзен отключил такие кнопки, , но ВОТ ТУТ она есть в конце статьи.
Также рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой