Автор: Hoomkeen
Всего через два месяца после битвы при Ярмуке, на века решившее судьбу Палестины и Сирии, произошло второе крупнейшее сражение в истории VII века - разгром империи Сассанидов при Кадисии. Вообще, 636 год, не был бы он таким далёким от наших дней, служил бы неистощимым источником вдохновения для писателей альтернативной истории. Столько вариантов - арабы могли проигарть Византии, Персии, могли победить в одном сражении, но проиграть во втором... Размах и продолжительность этих столкновений показывает, что успех действительно колебался на весах истории и с трудом склонился в пользу молодой и настырной цивилизации ислама.
Но обо всё по порядку. Как уже было сказано ранее, основные усилия в войне против северных соседей арабы под предводительством второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба сосредоточило против Византии. Империя победительница в затяжной войне против Персии лежала на продолжении караванных троп из Мекки и Медины, там же располагались важные для ислама места библейских событий, туда в первую очередь устремлялись жадные глаза верхушки нового арабского государства - ансаров и мухаджиров.
В противоположность Византии, Сасанидская империя находилась в глубоком кризисе и гражданской войне, которая, впрочем на время затихла - из-за новой угрозы властители отдельных областей были вынуждены признать владычество молодого шахиншаха Иездигера III и организовать оборону от постоянных атак со стороны пустыни.
После победоносного похода Халида ибн аль-Валида западный берег Евфрата полностью вышел из-под контроля персов. Проживавшие там арабские племена лахмидов перешли в ислам, расположились лагерями в пустыне неподалеку от границы персов и организовали самостоятельные набеги в надежде распространить своё влияние за великие реки на всю Месопотамию. К арабам активно присоединялись местные персы, разочарованные годами бесконечных войн и страданий дряхлой империи. Общее командование арабами, в основном легкой пехотой из местных племён осуществлял Абу Убайд аль-Такафи присоединившийся к халифату уже во время триумфа ислама. Увы, под руководством этого человека арабы потерпели крупное поражение в "битве на мосту". При попытке прорваться через реку вглубь Персии боевой слон выхватил Абу Убайда из седла его лошади, бросил себе под ноги и растоптал.
Арабы отступили, тем временем персы воспользовались стратегической паузой и стали срочно собирать силы по своей разоренной империи. Мирный договор (и даже союз для совместной войны против арабов) с Византией принес не только план по совместной координации действий - дополнительным плюсом было то, что тюрки и хазары, союзники Византии, после этого ушли из северных областей империи, прекратив грабить местное население и развязав руки местному ополчению. Но даже при этом условии Иездигер с трудом собирал армию, и совершенно не успевал выступить на войну одновременно с Ираклием.
Как и Ираклий, Иездигер не присутствовал в ставке своей армии но не из-за старости, а скорее из-за молодости, или из-за опасения, что это единственный оставшийся в живых представитель правящий династии. Руководил персами армянин Рустам Фаррохзад, и под его началом персы собрали наконец-то достойную и огромную для тех времен армию. Примерно 40.000 человек.
Чтобы противодействовать Рустаму, армия которого переправилась через Евфрат и расположилась рядом с древней столицей Лахмидов, халиф Умар отправил опытного и знаменитого полководца Саада ибн Абу Ваккаса, первого из правоверных пролившего кровь за веру, одного из десяти обрадованных раем на земле. Относительно молодому (41 год) и горячему арабу была поручена деликатная миссия - всячески оттягивать сражение, пока не будет известно результата войны с Византией. В распоряжение Сааду кроме небольшого отряда приданного с собоы в качестве подкрепления Умар разрешил собрать воинов из тех племён, которые отпали от ислама после смерти пророка. Сейчас наказание с этих людей было снято и они могли кровью доказать свою верность халифу и вере. К сожалению, все они были достаточно бедно вооружены.
Саад ибн Абу Ваакас с блеском затянул переговоры на долгие месяцы. Его послы достагали шахиншаха, зачитывали свои требования, подвергались оскорблениям и не моргнув глазов отправлялись в лагерь арабов за новыми инструкциями. После того как одного из послов прямо перед троном Иездигера облили грязью, он вернулся к арабам и гордо объявил, что шахиншах отдал ему землю, таким образом символически передав правление над страной. В ответ персы срочно сообщили, что это было не одаривание землей а просто посыпание грязью.
В таких милых препирательствах прошла осень, и вскоре весть о победе при Ярмуке достигла и лагерь в Кадисии, и ставку Умара в Медине. Оставалось быстро выяснить ответные действия греков, после чего у арабов развязывались руки. Договор с Ираклием обеспечил Византии год на уход из Сирии, а арабская армия в спешке направилась на восток.
Персы быстро почувствовали перемену в настроении противника - арабы стали сворачивать переговоры и готовиться к бою. Выжидать далее было бессмысленно, и Рустам перешел к атакующим действиям.
Битва при Кадисии продолжалась четыре дня, и является, наверное, одним из самых ярких применений боевых слонов, которые особенно успешно использовались в первый день сражения.
Саад ибн Абу Ваакас в это время недомогал и перепоручил командование военачальнику центра армии, а сам руководил через посыльных, находясь в шатре в лагере.
Все четыре дня прошли в непрерывных сражениях, в первый день слны смяли пехоту мусульман и были отогнаны только благодаря подкреплению и отваге затаптываемой пехоты. Во второй день к арабам прибыл авангард подкрепления, спешащего с запада. В этот день уже арабы применили свою военную хитрость - в их кавалерию были добавлены верблюды, дополнительно обвешанные броней и конструкциями, пугавших своим видом и запахом лошадей персов. В третий день подкрепления прибывали с двух сторон а сражение стенка на стенку вышло из под контроля командующих и ожесточенно продолжалось до темноты.
Наконец, настал четвертый день. Во время сражения в лицо персам задул сильный ветер, несший клубы пыли и песка. Ободренные этим арабы усилили натиск - центр персидского построения прогнулся и битва завязалась около шатра Рустама. Сам Рустам погиб во время этого натиска и армия персии коллапсировала. Государственное знамя Сасанидов, сшитое из леопардовых шкур и украшенное драгоценными камнями, досталось победителям.
Армия персов полностью рассыпалась. Ничего уже не могло остановить победное шествие арабов, через несколько месяцев Саад уже осаждал Ктесифон - столицу Сассанидов и один из самых больших (если не самый большой) городов планеты. Сассаниды пробовали предложить мир, уступая арабам уже междуречье Тигра и Ефрата, оставив себе хотя бы восточный берег, но завоеватели непреклонно требовали мир только после согласия всей империи платить джизью. Удивительно, но в осаде столицы активно участвовали персидские инженеры из только что покоренных городов - местное население с воодушевлением переходило в подданство новой силы.
Не имея сил для войны, Иездигер отступил на восток. Там, в горах Мидии, откуда когда-то вышли его победоносные предки, он вновь разослал гонцов по всем своим провинциям и соседям - даже в далекий Китай. Оставим юного шахиншаха в его попытках вернуть западную часть своей империи, и вернемся к арабам, которые обнаружили в захваченном ими городе несметные богатства...
Как распорядятся арабы золотом, землями и миллионами людей, которые теперь стали их подданными, мы прочитаем в продолжении...
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества. Её нет. Дзен отключил такие кнопки, , но ВОТ ТУТ она есть в конце статьи.
Также рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой