Найти тему
Записки от безделья

М. Булгаков "Мастер и Маргарита" (1940)

Поскольку роман не просто из школьной программы, но еще и всенародно любимый, со всех сторон обсуждаемый и во всех позах экранизируемый, с удовольствием нахвалимаемый и, не с меньшим удовольствием, грязьюполиваемый, ниже излагаю лишь мою читательскую историю.

Первая (сокращенная) публикация романа, журнал «Москва», № 11, 1966
Первая (сокращенная) публикация романа, журнал «Москва», № 11, 1966

Знакомство с "Мастером и Маргаритой" было банальным и состоялось благодаря урокам литературы. Книга захватила с первых же страниц. Когда история переносилась из Москвы в Ершалаим и обратно, страшно не хотелось отвлекаться от текущего действия, где бы оно ни происходило. Но в фаворитах была все же московская часть с веселыми остроумными проделками компании Воланда и исключительно романтичной любовной линией. Я даже темой сочинения выбрала "Трагическую любовь в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Да, когда ты знаешь всё о трагической любви, как не в 16 лет?

Такое издание было в нашей домашней библиотеке: Минск: Юнацтва, 1988 г.
Такое издание было в нашей домашней библиотеке: Минск: Юнацтва, 1988 г.

Тогда самым-самым любимым героем для меня стала Маргарита: такая сильная, красивая, уверенная в себе, готовая ради любимого на все, даже на сделку с дьяволом. Ей не нужны деньги и положение в обществе без Мастера, зато с любовником готова хоть к черту на рога. Идеальная боевая подруга, в общем. И было неважно, что их связь с Мастером предосудительна: настоящая любовь превыше всего, и уж особенно светских условностей. Какую авантюру Маргарита провернула, и ведь добилась-таки своего!

Варианты советских изданий
Варианты советских изданий

Удивительно, но с тех пор роман в руки я не брала. Хотя в тот период любимые книги могла перечитывать бесконечно, иногда по несколько раз за год. И вот только теперь, написав очередное сочинение для племянницы-старшеклассницы (каюсь, грешна), как раз по "Мастеру и Маргарите", отложила в сторону Конан Дойля и вновь взялась за некогда так полюбившуюся историю.

Современные издания в различных сериях
Современные издания в различных сериях
Современные издания
Современные издания

Сочинений, кстати, получилось сразу два. И первое мы, конечно, не отправили:

Герой, который меня заинтересовал.
Самый мой любимый герой в романе - кот Бегемот, потому что котики - лучшие! Посудите сами: он большой, наверняка мягкий и пушистый, к тому же черный, а я обожаю черных котиков. Более того, кот Бегемот - очень веселый и умный, умеет ездить на трамваях и починять примус. А уж какие у него друзья, какие связи! С таким котом не пропадешь! Не побоюсь спойлера, в конце кот и вовсе оказывается юным комиком, лучшим при дворе Сатаны!
Итак, мы видим, что кот Бегемот - действительно самый интересный персонаж романа, перед которым бледнеют все остальные. И никто меня в этом не разубедит! Котики forever!

Турецкая, французская и английская варианты обложек
Турецкая, французская и английская варианты обложек

В процессе подделки документов написания "серьезного" сочинения, дабы освежить сюжет в голове, взяла после долгого перерыва книгу в руки, полистала, отрывками почитала... и начала с самого начала, с первой страницы.

Илл. Александр Мелик-Пашаев
Илл. Александр Мелик-Пашаев

На этот раз "Мастер и Маргарита", к сожалению, не произвел того ошеломляющего впечатления, как некогда. Как раз тот случай, когда хочется стереть себе воспоминания и насладиться заново. А тут еще в памяти была свежа и отличная экранизация Бортко, снятая максимально близко к тексту. Прямо-таки слышала музыку оттуда, когда на сцену выходил Воланд и Ко. Читалось по-прежнему с огромным удовольствием, но... без фанатизма, что ли.

Илл. Геннадий Калиновский
Илл. Геннадий Калиновский

Надо еще заметить, что в старших классах с фантастикой была знакома исключительно научной (вроде Жюля Верна и Александра Беляева). Так что "Мастер и Маргарита" для меня стала первой книгой в жанре, не побоюсь этого слова, фэнтези: ведьмы, дьяволы, волшебные превращения, полеты на метле и прочая мистика. Отсюда была и особенная яркость впечатлений. Сегодня, с немалым фантастическим читательским багажом за плечами, восторги, конечно, поутихли. Впрочем, юмористическая составляющая по-прежнему шла на ура.

Илл. Геннадий Калиновский
Илл. Геннадий Калиновский

Отношение к героям романа за столько лет тоже поменялось. Над московскими главами хотелось по-стариковский ворчать: "Убытки, убытки!", особенно жалея о ресторане. Маргарита смутила опять-таки слишком вольным поведением. Странная боевая подруга получилась, наставившая рога безупречному мужу. Избирательно подруга, что ли. Да и как-то не верилось до конца, что от такой жизни и такого замечательного супруга она вдруг решилась уйти к немолодому, неизвестному и все еще начинающему писателю, с места в карьер обос... отругавшего ее ни в чем не повинную мимозу. Впрочем, чего только в жизни не бывает... Допустим, любовь действительно "выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния...". Возможно, и замуж-то Маргарита в свое время вышла без любви, лишь потому, что так принято. И все же Мастер - настолько слабая и безвольная фигура, что диву даешься, что женщина вообще в нем нашла. Не мужчина, а функция, рупор для проведения божественно прекрасного текста в жизнь. Да и тот, с...а, сжег.

Много к героине вопросиков, в общем. Почему, кстати, Маргарита не торопилась уйти от мужа, раз уже такая любовь-морковь? Многостаночница...

Илл. Геннадий Калиновский
Илл. Геннадий Калиновский

Воланд, опять-таки, потерял флер загадочности и казался скорее скучающим пенсионером, нежели одной из ярких драматичных фигур. Да и шайка его мелких бандитов, по сути, устроила в Москве настоящий детсад с недетскими последствиями. А главное, смысл, в чем был смысл? Наказать негодяев? Ну во-первых, это лишь капля в море города-миллионника. А во-вторых, ты же - дьявол! Тебе их не наказывать, а награждать нужно! А тут прямо-таки не Сатана, а подручный Бога, подрабатывающий на посылках. И лишь бал несколько сгладил неприятное впечатление. А впрочем, устраивать дебоши и погромы в Москве - вполне достойное ада занятие. Но объекты для издевательств выбраны странные: тут бы Боженьке с архангелами так развлекаться, устраивая ответочку за семь смертных грехов. А Воланду - защищать подопечных.

Илл. Николай Королев
Илл. Николай Королев

Самым же интересным, неоднозначным и любимым персонажем для меня стал Понтий Пилат. Какая же интересная личность! Уверенный, властный, жесткий, много поживший и многое повидавший мужчина. Первый после Кесаря. Его давно нельзя не то что удивить - просто заинтересовать. У него явно хороший вкус, раз так раздражает Ершалаим с его "дорого-богато".

Илл. Николай Королев
Илл. Николай Королев

И вдруг простой, казалось бы, оборванец и безумный философ Иешуа переворачивает жизнь Понтия Пилата с ног на голову, лишь несколькими фразами заставив понять, что благополучная жизнь прокуратора - мираж. Красивый фасад, за которым скрывается беспросветное одиночество и лишь иллюзия всевластности: влияния Понтия Пилата не хватило даже на то, чтобы спасти ничтожного и, по сути, невиновного бродягу.

Илл. Николай Королев
Илл. Николай Королев

И даже как-то не показалось, что мог бы, если бы захотел. Пилат сделал несколько попыток, которые, увы, провалились одна за другой. Оставался лишь единственный способ: пожертвовать не просто своей карьерой, но и жизнью. И это ради человека, которого впервые видишь и который сам же накликал на себя несчастье? Которому "правду говорить легко и приятно"? Ну раз приятно, то:

Видишь, там, на горе, возвышается крест, Под ним с десяток солдат, повиси-ка на нем...

Илл. Николай Королев
Илл. Николай Королев

Думается, на месте Пилата любой бы умыл руки. Прокуратор сделал все, что мог, и даже чуточку больше, вызвав явные подозрения окружающих. Да и потом отомстил обидчикам Иешуа: и заказчику, и исполнителю, притом красиво, с выдумкой. "Трусость — самый страшный человеческий порок"? Возможно, хотя сильно сомневаюсь. Отсутствие эмпатии, к примеру, куда страшнее. Но вот трусом мне Пилат не показался. Скорее, слишком рациональным, все мгновенно взвесившим и принявшим оптимальное решение.

Илл. Геннадий Новожилов
Илл. Геннадий Новожилов

Другой вопрос, что слишком поздно понявшим, что отныне в его жизнь ворвалось иррациональное, и возврата к былому равнодушному спокойствию нет. Формально Пилат все сделал абсолютно верно. Но вот только короткий разговор с Иешуа обнажил в судье все самое сокровенное и нелицеприятное. А прокуратор не такой человек, чтобы прятать голову в песок, особенно от самого себя. Потому и на долгие века нестерпимой мукой стало понимание, что ради спасения Иешуа стоило потерять всё, ибо без этого "всё" оказалось ничтожным и ненужным. Даже жизнь.

Илл. Надя Рушева
Илл. Надя Рушева

Я очень рада, что в конце концов Понтий Пилат получил прощение, а его мечта о долгих лунных прогулках с Иешуа осуществилась. По мне, он и так слишком жестоко оказался наказан. Хотя, опять-таки, если поразмыслить, то в самую меру. Иногда даже вполне понятная и оправданная ошибка - слишком ошибка, ибо сделать бывшее небывшим не под силу никому...

Илл. Геннадий Калиновский
Илл. Геннадий Калиновский

Если же брать роман в целом, поражает его объемность, насыщенность, обилие персонажей. "Мастер и Маргарита" - поистине монументальный, впечатляющий даже далекого от филологии человека труд, притом воплощенный в относительно компактную форму. Очень жаль, что смерть не позволила писателю отшлифовать книгу до совершенства.

Илл. Павел Оринянский
Илл. Павел Оринянский

Особенно восхищает, насколько гениально Булгакову удалось использовать прием "романа в романе", как у него получилось сделать обе части стилистически совершенно разными, абсолютно непохожими, но в то же время сплести их в единое целое. Убери Ершалаим - и роман тут же станет плоским. Убери Москву - получится то же самое. Обе части постоянно перекликаются, дополняют, зеркалят друг друга.

Илл. Павел Оринянский
Илл. Павел Оринянский

Книга только закрыта, но уже вновь хочется перечитать "Мастера и Маргариту", чтобы еще глубже проникнуться ею, раскрыть для себя новые грани, просто насладиться текстом. Прямо-таки магическое действие производит вот это размеренно-торжественное: "В белом плаще с кровавым подбоем...". Ну как тут вновь не признаться в любви к классике, волшебным образом меняющейся вместе с тобой и всякий раз читающейся по-разному?..

Постер к экранизации Владимира Бортко (2005)
Постер к экранизации Владимира Бортко (2005)