Найти тему
Вечерняя Москва

Генерал-майор медицинской службы Александр Есипов: Беру на себя сложные случаи

Оглавление
   Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Жукова генерал-майор медицинской службы Александр Есипов / Фото: Максим Блинов / РИА НОВОСТИ
Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Жукова генерал-майор медицинской службы Александр Есипов / Фото: Максим Блинов / РИА НОВОСТИ

Сегодня, 20 июня, отмечает 55-летие знаменитый Национальный медицинский исследовательский центр высоких медицинских технологий — Центральный военный клинический госпиталь имени А. А. Вишневского Министерства обороны РФ. В День России его посетил президент Владимир Путин. Верховный главнокомандующий вручил солдатам и офицерам, получившим ранения в ходе СВО, государственные награды и побеседовал с ними и лечащими их врачами.

О десятках уникальных операций и многих сотнях спасенных солдатских жизней в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» рассказал заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Жукова генерал-майор медицинской службы Александр Есипов.

Высокие технологии военной медицины

— Александр Владимирович, у самого молодого в системе Минобороны госпиталя большие заслуги по спасению человеческих жизней. Это отметил при посещении возглавляемого вами военного медучреждения президент России Владимир Путин. Какие достижения военных медиков госпиталя, на ваш взгляд, сегодня соответствуют мировому уровню?

— Приоритетным направлением нашей деятельности является оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Сегодня мы с хорошими результатами оказываем ее по 64 медицинским специальностям, из которых основные — хирургические. Особое внимание в госпитале уделяется развитию анестезиологии и реанимации, травматологии, кардиохирургии, нейрохирургии, медицинской реабилитации.

Работа большинства специалистов госпиталя соответствует не просто мировому уровню, а лучшим его образцам. Особо надо отметить наших кардиохирургов, урологов, сосудистых хирургов, специалистов в области медицинской реабилитации и восстановительного лечения, а также анестезиологии и реабилитации. Уверен, что сегодня никто в мире не имеет такого опыта оказания специализированной медицинской помощи при современных ранениях и военной травме, как российская военно-медицинская школа и наша медорганизация как один из ее лидирующих центров.

К примеру, кардиохирургический центр нашего ЦВКГ по оборудованию и возможностям ничем не уступает самым лучшим клиникам мира, а в чем-то их и превосходит. Такой суперсовременной и суперэргономичной гибридной операционной, какая есть у нас в кардиохирургическом центре, нет ни у кого. Ежедневно в этом «гибриде» проводится 20–25 различной сложности операций на сердце. Среди достижений наших врачей также отмечу аддитивные технологии, применяемые в травматологии и ортопедии, клеточные технологии, используемые при лечении больных с ожогами, и другие.

— С чем связано недавнее переименование 3-го ЦВКГ Минобороны имени А. А. Вишневского в Национальный медицинский исследовательский центр высоких медицинских технологий?

— 22 февраля 2022 года приказом министра обороны России статус госпиталя был изменен на Национальный медицинский исследовательский центр высоких медицинских технологий. И это закономерно, учитывая научный потенциал и темпы инновационного развития нашего медучреждения. Для нас это не просто переименование. Это новая идеология, вектор развития российской военно-медицинской школы. Новое название отражает те изменения, которые уже произошли и которые будут происходить в стенах нашего госпиталя. Постоянно изучая лучший опыт отечественной медицины и зарубежных стран, мы видим, как происходит интеграция практической медицинской деятельности, научной работы и образовательной деятельности на базе одной организации. Как правило, на базе крупного медицинского учреждения, которое является наиболее высокотехнологичным по своей специальности.

В России такие центры в 2000-х годах были созданы в Минздраве и Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА). Что касается военной медицины, то в 2005 году подобный центр создали в медслужбе США, в 2017 году — в Народно-освободительной армии Китая. Мы полагаем, и нам есть чем поделиться с нашими коллегами, военными врачами из других госпиталей и гражданского здравоохранения.

Формируем новые научные подразделения и образовательный центр, имеющие исключительно военно-медицинскую направленность.

Если ранее научные исследования мы выполняли в инициативном порядке, то сейчас, во многом благодаря поддержке военного руководства, такая работа становится более системной и высокоорганизованной. Вообще, говоря об успехах наших военврачей, ставших особенно заметными всей стране сейчас, в ходе спецоперации, надо обязательно отметить большой вклад в развитие всей отечественной военной медицины министра обороны России генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу, его первого заместителя Руслана Хаджисмеловича Цаликова, заместителя Тимура Вадимовича Иванова, начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны Дмитрия Вячеславовича Тришкина. Они создали работоспособную и развивающуюся систему оказания всеобъемлющей медпомощи военнослужащим. Мы в госпитале продолжаем развивать новые технологии, всегда находя поддержку и помощь у руководства военного ведомства нашей страны.

Спасая жизни

— В госпитале, которым вы руководите, до начала СВО был смешанный режим приема больных: лечили не только военнослужащих, но и штатских, большей частью москвичей. Как врачам удавалось «перекладывать мозги» с одной сферы деятельности на другую?

— Да, гражданские люди составляли у нас до 15 процентов общего числа пациентов, но проблем не возникало. Военный врач изначально, по сути, универсал. К тому же надо вспомнить, что именно развитие в часто воевавшей России военно-полевой медицины обеспечило у нас в стране и высокий уровень медицины гражданской. В наше время богатый опыт лечения боевых травм позволил специалистам-вишневцам успешно помогать, например, пациентам с дорожной политравмой в рамках совместной программы взаимодействия с ГИБДД.

— Что это за программа?

— Госпиталь принимал людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на Рижском, Ленинградском, Минском и Волоколамском шоссе. По моей договоренности с начальником УГИБДД по Московской области Виктором Владимировичем Кузнецовым направляли к нам, как правило, самых сложных, часто считавшихся безнадежными пациентов. У нас для этого появились вертолетные площадки, на которые пострадавшие на дорогах оперативно доставлялись по воздуху с целью соблюдения правила «золотого часа». Медпомощь, оказанная именно в первый час после аварии, значительно повышает шансы человека на выживание. Я горжусь тем, что у нас при выполнении этой программы были лучшие показатели по Москве и столичной области. С 2018 по 2022 год наши врачи спасли более 2000 человек, получивших сложнейшие дорожные политравмы.

— В чем особенности оказания специализированной помощи пострадавшим с ранениями в современных боевых действиях? Какие технологии лечения огнестрельных и минно-взрывных повреждений у раненых во время спецоперации на Украине используют врачи вашего госпиталя?

— У современных боеприпасов западного производства высокая энергия. Отсюда и повреждения у раненых более существенные, ожогов стало больше. Для оказания помощи нашим бойцам мы применяем самые современные и высокотехнологичные методы, которые сегодня имеются в мировой практике. Также для совместных консультаций и обсуждения возникающих проблем не стесняемся приглашать лучших отечественных врачей и ученых. В этой связи мы искренне благодарны нашим друзьям и коллегам из НМИЦ хирургии имени А. В. Вишневского, руководит которым замечательный врач, ученый и человек Амиран Шотаевич Ревишвили, а также нашим товарищам из НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени В. И. Шумакова, которым руководит всемирно известный хирург и замечательный человек Сергей Владимирович Готье.

— Вы сказали, что гордитесь вкладом военврачей госпиталя имени Вишневского в спасение жизней людей, пострадавших на дорогах Москвы и Подмосковья. Когда закончится СВО, сможете сказать такие же слова о спасении наших солдат?

— Да. Я могу сказать это уже сегодня. Ежедневно наши специалисты, весь коллектив госпиталя, все мы боремся за каждую солдатскую жизнь, пока есть хоть малейшая надежда на ее спасение. И даже когда надежды нет, мы все равно боремся за жизнь человека. И буквально отбиваем людей у смерти — не один такой случай был и обязательно будет еще.

Призвание — врач

— Товарищ генерал, приходится ли вам сегодня менять мундир на белый халат или все время занимают командирские заботы?

— Оперирую до сих пор. Не скажу, что часто. Госпитальное хозяйство большое, семь филиалов, и административная работа действительно отнимает много сил. Но я хирург-уролог, и это главное дело в моей жизни, поэтому считаю, что нельзя отвыкать от скальпеля. Беру на себя сложные случаи.

— В зону спецоперации лично вам выезжать приходилось?

— У нас в госпитале практически все руководители подразделений побывали на Донбассе и освобожденных территориях, большинство специалистов работали вблизи передовой линии украинских фронтов в ходе трехмесячных командировок. Врачи-вишневцы помогали в операционных и передавали опыт как коллегамвоеннослужащим, так и гражданским врачам. Конечно, выезжал и я. Задачи мне вышестоящим командованием ставятся организационные, но летом прошлого года в полевом госпитале неожиданно даже для себя самого провел операцию.

— Как это было?

— Сидели с руководством военного медучреждения, обсуждали оргвопросы, вдруг с передовой привезли двух раненых бойцов. Подрыв машины на мине: один солдат отделался достаточно легко, а у другого разворотило весь низ живота. И специалистов-урологов, как назло, в госпитале на тот момент не было. Еще немного, и 35-летний мужчина мог умереть, а если бы и чудом выжил, то неминуемо остался бы калекой. Я решил провести операцию сам. Для меня быстро собрали операционную бригаду.

Тут проблема возникла: анестезиолог был занят на другой сложной операции, и предстояло его дожидаться, а счет времени уже реально шел на минуты. Тогда я принял решение сделать раненому проводниковую региональную анестезию. Кстати, первым ее ввел в медицинскую практику в годы Великой Отечественной войны наш великий хирург Александр Александрович Вишневский, имя которого носит наш госпиталь. Операция прошла успешно. Знаю, что сейчас у бойца все в порядке.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Шойгу, министр обороны России, генерал армии:

— Хочу отметить труд военных медиков, которые, зачастую рискуя жизнью, спасают наших военнослужащих, оказывают помощь мирным жителям. Более 75 процентов специалистов медицинской службы получили боевой опыт в зоне специальной военной операции. Особо хочу поздравить медиков Центрального военного клинического госпиталя имени Вишневского. Указом президента России 17 мая 2023 года госпиталь награжден орденом Александра Невского.

ДОСЬЕ

Александр Владимирович Есипов — генерал-майор медицинской службы, начальник НМИЦ ВМТ — ЦВКГ имени Вишневского Минобороны РФ, заслуженный врач России, доктор медицинских наук. Окончил Суворовское военное училище, Военно-медицинскую академию (ВМА) имени Кирова, получил последипломное образование на факультете руководящего медицинского состава ВМА. Проходил службу в должностях ординатора и старшего ординатора операционно-перевязочного взвода, начальника отделения, начальника центра военного госпиталя, с 2014 года руководит 3-м ЦВКГ имени Вишневского. В 2023 году стал лауреатом Госпремии РФ имени Маршала Советского Союза Жукова. Автор более 220 научных трудов и монографий. Продолжает оперировать.

КСТАТИ

26 мая 2023 года в НМИЦ ВМТ имени Вишневского прошла пресс-конференция, главным спикером которой стал военнослужащий Даниил Гончаров. В июле 2022 года во время участия в СВО солдат получил практически несовместимое с жизнью минно-взрывное осколочное ранение шеи с полным разрушением гортани, пищевода, трахеи и щитовидной железы. В 99 процентах случаев раненые с подобными повреждениями умирают на поле боя. Гончаров самолетом оперативно доставили в госпиталь имени Вишневского. Его сотрудники, заслуженные врачи РФ, кандидаты медицинских наук Руслан Долгих и Владимир Хохлов, вместе со специально приглашенным из московской Городской клинической онкологической больницы № 1 доктором медицинских наук, профессором Сергеем Кравцовым провели уникальную операцию. Затем были еще две, не менее сложные, благодаря которым солдат получил возможность самостоятельно дышать, глотать пищу и вновь научился говорить.

СПРАВКА

НМИЦ ВМТ — ЦВКГ имени Вишневского Минобороны России — самая молодая организация в системе центральных военномедицинских учреждений России. Основана 20 июня 1968 года. Сегодня это многопрофильная медицинская организация, в составе которой 22 специализированных центра, 125 лечебных и диагностических отделений, 7 филиалов и поликлиника. Госпиталь стал одним из флагманов не только военной медицины, но и всего российского здравоохранения. В 1997 году госпиталь был признан «Лучшим медицинским центром города Москвы», а в 2003-м — удостоен благодарности президента России.

ЦИФРА

120 не имеющих аналогов в мире операций по извлечению пуль и осколков из сердца провел с начала СВО в госпитальном кардиохирургическом центре его начальник, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, полковник медслужбы Александр Лищук.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

«Квартиру могут забрать»: стоит ли покупать жилье в рассрочку от застройщика

Любовь в режиме онлайн: почему люди все чаще выбирают интернет-знакомства и чем это опасно