Найти в Дзене
Загадочный Север

Промысел корюшки в Белом море

Поморы с берегов Белого моря испокон веков занимались рыболовством для своего пропитания, а также рыбные промыслы являлись их главным источником доходов. Среди множества видов рыб, которые вылавливали жители Архангельской губернии в Белом море, была и корюшка - по местному именуемая корюха или корех. Значение этой рыбы было менее существенно по сравнению с сёмгой, треской или беломорской сельдью, тем не менее она имела особую ценность. За корюшкой не надо было отправляться на далёкий Мурманский берег или строить заборы перекрывающие реки как это делалось для лова сёмги. Корех можно было ловить вблизи своих поселений и этим могли заниматься женщины и подростки. Это было большим подспорьем для поморской семьи, особенно в тот период, когда глава семьи отправлялся на мурманские тресковые промыслы оставляя дом в тяжёлые весенние месяцы. В это время корюшка спасала поморские семьи от голода.

Корюшка/ ru.wikipedia.org/ СС BY-SA 3.0
Корюшка/ ru.wikipedia.org/ СС BY-SA 3.0

В Белом море распространена одна из форм европейского подвида корюшковых (лат. Osmerus eperlanus), которую раньше почему-то считали разновидностью азиатской формы. Беломорский корех водиться во всех заливах, а также в восточной части Воронки Белого моря. Корюшка является полупроходной прибрежной рыбой, т.е. постоянно живёт в море, а нерестится в реках. В Белом море она образует несколько форм — кандалакшскую и двинскую с онежской. Корюшка больших миграций не совершает. Весной (май—июнь) взрослые особи заходят в реки на нерест. Эта миграция начинается сразу после прохождения ледохода. При этом, корюшка заходит в речки и ручьи на расстояние не более 3 км от устья (очень редко более 4 км), а зачастую бывает, что она не поднимается вверх по течению более трехсот метров. Сам же массовый нерест длится всего несколько дней. После нереста корех примерно месяц откармливается у берега, а затем отходит в открытые части морских заливов. Мальки и молодь корюшки в течения лета откармливаются в прибрежной зоне, на морских мелководьях, а осенью уходят на глубину. В сентябре взрослая корюшка совершает ещё одну миграцию. Она покидает места летнего откорма и возвращается к берегу, где кормится в течении октября—ноября. После чего корюшка в прибрежных районах образует рядом с местами нереста зимовальные скопления и там пребывает вплоть до нового сезона. Пищей для корюшки являются многощетинковые черви, ракообразные, порой некоторые виды моллюсков, а также водные насекомые — поденки, личинки мошек, мух и ручейников. Кроме этого в пищу для корюшки идут около 12 видов разных рыб, из них это сельдь, корюшка, песчанка, молодь сига, наваги и др. Растет корюшка быстро, достигая к трем годам в Онежском и Двинском заливах 17—18 см длины и 30—40 г массы, в Мезенском — 16 см и 33 г. Половозрелой особью корюшка становиться к 4 годам, а срок жизни беломорской формы составляет около 10 лет.

Невод. /Розов В.Е. О рыбном промысле в сел. Ковда и соседних селениях на берегу Кандалакшской губы 1913.
Невод. /Розов В.Е. О рыбном промысле в сел. Ковда и соседних селениях на берегу Кандалакшской губы 1913.

Масштабный промысел корюшки в Белом море производился главным образом при помощи сетей, мрежи или невода. На эти снасти можно было ловить и в зимнее, и в летнее время, например, корюшку могли вылавливать во время промысла беломорской сельди. В зимнее время в местах скопления корюшки вблизи берега ставили подлёдные снасти с начала зимы и до середины января (до Нового года). Трехстенные ставные сети "трегубицы" были в длину до 3 м, а в ширину не более 1,5 м. Также использовали невода от 100 до 160 метров в длину. Таким промыслом занимались мужчины. Но кроме этого, в поморских селениях большое количество корюшки добывалось при помощи ужения. Этим промыслом в основном занимались женщины, старики и подростки, а лов велся на протяжении почти всей зимы. Главный пик улова приходился на февраль - март. Ловили при помощи особого удилища - клещицы. Она состояла из короткой и узкой дощечки, размеры её были около 27х4 см, на которую наматывалась волосяная леса в длину до 6 м. На конце лесы крепилось свинцовое грузило - 7 см в длину и в диаметре 1,5см. К грузилу привязывалась железная палочка или проволока - "перевесло" (13 см в длину), к концу которого на волосяных поводках (тоньках - длиной тоже около 13 см) крепились длинные прямые без загибов крючки с жалом наружу. Порой и грузило могло служить перевеслом в виде пологой дуги с 3-5 отверстиями для тоньки с крючками.

Онежская мещанка на ловле корюшки, 1887 г./ Бернштам Т.А. Рыболовство на русском Севере во второй половине XIX – начале XX в. 1972.
Онежская мещанка на ловле корюшки, 1887 г./ Бернштам Т.А. Рыболовство на русском Севере во второй половине XIX – начале XX в. 1972.

В зимний период женщины и подростки выходили на лёд Белого моря на рыбалку. Снаряжением служили уже упомянутая удилище-клещица, пешня - тяжелый ломик с деревянной рукоятью для пробивания льда, лопатка для выгребания льдинок из проруби и саночки "кережи". Санки использовали для перевозки снаряжения и улова, а также их применяли как сиденье во время рыбалки. В качестве насадки служили небольшие кусочки наваги, корюшки, мелкой сельди или иной рыбы. В прорубь с диаметром около 36 см опускались насаженные крючки на глубину в полводы, т.е. средний уровень между дном и поверхностью. Клещицу укладывали поперек проруби и фиксировали рогулькой, воткнутой в снег. Обыкновенно в одну прорубь спускали по две лесы. Чтобы узнать попалась или нет рыба, необходимо было время от времени подергивать за клещицу. Если чувствовали, что корюшка попалось, то быстро вытаскивали лесу и оглушали рыбу или особой маленькой палочкой, или просто ударом об лёд. После этого крючок снова забрасывали в прорубь, а улов оставляли на льду. За день, при удачном лове, можно было вытащи 2-3 сотни рыбин. В конце рыбалки уже мороженную корюшку собирали в санки и возвращались домой.

Промысел корюшки в Онежском заливе Белого моря в 50е годы 20 века./ Балагурова М.В. Нерестовая миграция беломорской корюшки 1955.
Промысел корюшки в Онежском заливе Белого моря в 50е годы 20 века./ Балагурова М.В. Нерестовая миграция беломорской корюшки 1955.

В середине XX века активный промысел корюшки вёлся в реках, которые впадают в Онежский залив Белого моря, а основной вылов был на реке Нюхча. Продолжительность лова составляла от 20 до 45 дней. На это влияла температура воды в реках. Период нереста начинался при 4°С и заканчивался при 9-17°С. При этом, у каждой реки был свой температурный режим. При хорошем улове за сутки мрежами на одном участке вылавливали около 200 кг корюшки, но были случаи, когда суточный улов достигал 600 кг. За сезон беломорские рыбаки Архангельской области в среднем вылавливали около 150 - 200 тонн корюшки. Исключением был 1960 год, когда улов достиг 357,8т, из которых в Онежском заливе выловили 293,1т, в Двинском - 43,6т и в Мезенском - 17,1т. Правда были и года, когда удавалось выловить только 50 - 80 тонн. С 70х годов прошлого столетия улов стал сокращаться. В наше время корюшка продолжает сохранять промысловое значение, а также популярен лов корюшки у рыбаков-любителей.

Источники:

Балагурова М.В. Нерестовая миграция беломорской корюшки. И ее использование промыслом.//Труды карело-финского филиал академии наук СССР. Вы пуск III. 1955. С. 123-128.

Бернштам Т.А. Рыболовство на русском Севере во второй половине XIX – начале XX в.// Из культурного наследия народов России: Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1972. Вып. XXVIII. С. 63-98.

Розов В.Е. О рыбном промысле в сел. Ковда и соседних селениях на берегу Кандалакшской губы // Материалы к познанию русского рыболовства. Г.У.З. и З. Департамент Земледелия. Том II, выпуск 1. 1913. Стр. 53-80.

Сабанеев Л.П. Жизнь и ловля пресноводных рыб// Государственное издательство сельскохозяйственной литературы УССР. — Киев: 1959