Да чего уж там далеко ходить. Этот вопрос звучит следующим образом:
"Много и дёшево, немного и дорого"
Человек со стороны, не знакомый с трудом ремесленника скажет:
- Да чего тут рассуждать? Каждый решает для себя сам, дорого он будет продавать или нет, вот и всё!
Так?
Так да не так!
От того, как решит мастер этот вопрос в буквальном смысле зависит вообще всё, вся его последующая работа, количество труда, денег, сил, времени, ресурсов.
И, главное, возможность его дальнейшего развития.
Если мастер выбирает вариант "Много и дёшево" - это серийная, потоковая работа, когда за дешёвый материал берётся минимум денег. То есть наценка за вложенные силы мастера очень мала. Чтобы выйти на нормальны уровень заработка, мастеру приходится компенсировать минимум наценки максимумом вложенных сил.
И пусть на единицу продукции сил и времени затрачивается не так уж и много, но в целом приходится пахать от зари до зари.
Один наш знакомый мастер занимался изготовлением дверей для бань, саун, парилок. Двери изготавливались потоково, по нескольку штук в день. Готовую продукцию сдавал по магазинам, стройрынкам, в Леруа Мерлен. Получалось очень даже не плохо, доход в месяц составлял примерно 120 - 150. И он был постоянным, из месяца в месяц.
Обратная сторона такого потока крылась в том, что утром он вставал в 5:00, а ложился в лучшем случае в 24:00. Это была работа на износ. Как только он прекращал работу по болезни или один раз съездил в отпуск, денежный поток резко сократился.
Пришлось ему решать вторую часть того самого вопроса.
Вместо дешёвых материалов он взял премиальные, работы и времени тратил намного больше, начал вставлять в них окошки из закалённого стекла (иногда, в самые дорогие модели - художественного) но цена на двери выросла в 4-5 раз!
Обратной стороной такого решения стало то, что пришлось искать более состоятельных покупателей, так как Леруа и прочие стройрынки сразу же слились - им важна низкая цена. И, что интересно, несмотря на уход оптовиков, доход его остался прежним.
То же самое, у нас, со стеклом, с керамикой, глиной, фарфором, украшениями.
Везде!
Именно поэтому на ярмарке можно встретить мастера, который делает работы попроще за 500, а рядом с ним стоит такой же мастер, с работами другого уровня за 2500. И, главное, и тот и другой находят своих покупателей.
Так в чём же разница между первым и вторым вариантом, если доход практически одинаков?
Разница в потенциале, в возможности будущего роста!
Если производить дёшево и много, то со временем мастер упирается в потолок, выше которого прыгнуть он уже не сможет. Если поднять цены, то дёшево уже не будет. Планка производительности и низкой цены будет давить всегда. Это и есть ловушка низкой цены о которой говорят маркетологи.
Разорвать её можно только одним способом - наняв рабочих и превратить ремесло в потоковое производство. Что и делают керамические мануфактуры, создавая, по сути дела, настоящие цеха, выпускающие изделия потоком по несколько сотен/тысяч изделий в день, а наёмные продавцы ездят по всем рынкам и фестивалям страны.
Если же мастер выбирает "мало, но дорого", то тут нет ценового ограничения, как только мастер упирается в свою производительность, он просто повышает цену. И это не оттолкнёт от него новых покупателей, так как он находится в премиальном сегменте.
А можно ли перескочить из одного сегмента в другой?
Можно. Но в случае премиального сегмента это сделать легко, понижение цены сыграет на руку, а перебраться из низшего в высший очень сложно.