Найти тему
Юлия Власова

О любви к себе

Сейчас много материалов, посвящённых важности любви к себе. И клиенты часто приходят хорошо подготовленные. Они подробно рассказывают, как они себя любят, что их любили родители, а все остальные родственники души в них не чаяли. Они говорят, что полностью принимают себя со всеми своими недостатками. А также перечисляют, на каких курсах они учатся или учились и какие духовные практики ежедневно выполняют. Иногда они могут добавить, что и проблем-то у них в общем-то нет, за исключением одной маленькой неприятности.

Обычно я доверяю своим клиентам. И вот когда я уже искренне собираюсь радоваться, что у клиента так всё хорошо в отношениях с самим собой, наступает момент, когда мне приходится спуститься с небес на землю. Кажется, что бессознательное таких людей стремится во что бы то ни стало показать истинную ситуацию. И делает это через какую-то одну фразу. Например, «вот, сегодня, собираясь к вам, взглянула в зеркало – боже, ну, какая же я жирная корова!» Или на замечание, что на рукаве какое-то пятно, неожиданно срываются: «Вот, дрянь, опять куда-то вляпалась!» Или иногда так: «Сил нет, устаю. Но дать себе отдохнуть не могу: надо же …» - дальше идёт список дел для своих близких. И я понимаю, что о любви к себе здесь вообще речь не идёт. Конечно, клиентов приходится ловить на слове и показывать им степень «любви», которую они к себе испытывают.

Иногда даже возникает вопрос: а мы вообще знаем, что такое любовь к себе и как она проявляется? А ведь большинство из нас мечтают о том, чтобы любить и быть любимыми. Но о какой любви можно говорить, если на словах проявляется непримиримая ненависть, претензии, требования…

И тогда я предлагаю поразмышлять, а как, по мнению клиента, будет проявляться или проявляется у них любовь к другому человеку?

Зависит ли любовь от внешности любимого человека? – чаще всего, нет. Более того, мы часто встречаемся со случаями, когда любим человека с неидеальной внешностью, но обладающего харизмой или ярким обаянием.

Кидаем ли мы камни в любимого человека при его ошибках, неудачах, трудностях? – нет. Критикуем ли мы его за эти ошибки? – чаще всего, тоже нет. Мы его поддерживаем, ободряем, иногда даже защищаем. И проходим с ним рядом весь период невзгод.

Про обзывание и издёвки я вообще молчу. Если такое появляется, можно сразу делать вывод, что любовь ушла. Ушло даже элементарное уважение к другому человеку.

Кстати, вы замечали, что любовь вызывает в нас глубоко этичное отношение к другому человеку. Мы не сплетничаем о нём, уважаем его мысли, чувства и даже вещи. Уважаем его. Мы принимаем не только его самого, но и его родных, друзей, его увлечения и вкусы. Мы не хотим его менять. И вряд ли у нас возникнет желание его стукнуть, хотя иногда кажется: ну, что он творит! С любимым человеком мы и вежливы, и внимательны, и добры…

Однако, когда речь заходит о любви к себе, кажется, в нас иногда просыпается смесь дикого зверя и варвара. И здесь мы можем только признавать, что не знаем, что такое любовь на самом деле.

Определение любви мы обычно копируем из своих первых отношений с мамой (и иногда из отношений с другими значимыми взрослыми). И если мама была всегда уставшей и строгой, мы можем решить, что любовь – это придирки и капризы уставшего человека. Придирается? Злится? – Ура! Вот она любовь! Или даже жёстче, когда мама отвергала своего ребёнка. Меня отвергают? – значит, любят. Буду искать того партнёра, который мне предоставит такую «любовь». А потом приходит удивление: почему все партнёры меня бросают?

Поэтому для начала, место для понятия любви надо очистить от того, что любовью не является. Потом установить надёжную программу, что же такое любовь на самом деле. А потом ещё и посмотреть, не осталось ли в глубине личности каких-нибудь вредоносных программ, которые могут напасть и всё сильно испортить. И в конце, самое главное: необходимо научиться пользоваться новой программой, использовать её ежедневно, пока не станем профессиональными мастерами. Но тогда уже не нужно будет говорить: я люблю себя – это и так будет очевидно. И для вас самих, и для окружающих.