«Черно-надменные мамины ресницы гулко хлопали друг о друга, и с каждым хлопком, от которых вздрагивало все Алешино тело, из глаз ее выскакивало нечто, подобное черным молниям...»
Николай Блохин («Отдайте братика»)
В нашем «Магните» на кассе работает женщина, мусульманка. В возрасте уже. Я не видела. Муж заметил и несколько раз рассказывал. Что-то в ней есть такое исчезающее. Ей не все равно. Ей есть дело до каждого. Но она не навязывает свою заботу, молча работает. Но как-то по-другому. В ее взгляде нет того, что появляется у многих наших девочек уже лет в 12. Они еще маленькие, но с чем-то нехорошим уже согласились внутри себя.
Это все такое мимолетное и еле заметное. Это то, через что можно поймать суть нашего времени.
Социолог Константин Шестаков говорил об этом на лекции для старшеклассников. Традиционные культуры мало чем отличаются друг от друга. Их ядро — в специфике человеческих отношений. К старикам, к младенцам, к родственникам. Отношения парня к девушке и девушки к парню. Все просто. От сохранности этого зависят все социологические категории, касающиеся семьи, детей, полового взаимодействия.
Мой муж задумался о той незнакомой мусульманке. «Знаешь, если бы у нас бо́льшая часть женщин стала жить так заботливо и честно... Самое страшное, это когда даже женщины становятся злыми».
А еще эта же тема — в книге «Вызовите акушерку». 50-е годы в Англии. Накануне сексуальной революции. Какое громкое название. Кажется, это что-то небывалое, сметающее все на своем пути. Нет, она тихая, неприметная, приличная. Потихоньку переворачивающая сознание с ног на голову. Ее можно заметить, только логически доведя до абсурда ту или иную идею или ситуацию. Ее никак не остановить — разве только внутри себя. Мы не видим ее медленного движения. Нам кажется, что все нормально.
Но вот же пример. Как будто не из реальности, а из фантастической книжки, антиутопии. В каждом парке мы угощали детей мороженым 1 июня. И в нашем сознании не было места для тех, кому в этот день не дали родиться — совсем рядом, на соседней, наверно, улице. Мы давно забыли про их существование, чтоб оградить свою психику, не сойти с ума от невозможной жалости. А ведь каждый праздник имеет несколько смыслов. В каждом празднике есть место минуте молчания.
И кажется мне, что между этими нерожденными детьми и исчезающей женственностью есть связь.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»