Для большинства из нас, кто танцевал, мечтал, ухаживал и прожил большую часть своей юной жизни под аккомпанемент его зажигательной музыки, королевство свинга навсегда останется владением искреннего, беспечного волшебника кларнета по имени Бенни Гудман. Как лидер первой и неоспоримо лучшей из всех свинговых групп, которые доминировали на американском музыкальном ландшафте в течение многих лет, Гудман взошел на свой трон в 1935 году. Несмотря на то, что свинг уже не имеет такого влияния, как раньше, для многих американцев он по-прежнему остается королем свинга, хотя бы в сердце и памяти. Несмотря на все течения, охватившие популярную музыку за последние несколько десятилетий, его королевство нерушимо, его корона незапятнанна, и, как убедительно демонстрирует этот альбом, его музыка жива, как никогда.
Но, несмотря на успех, Гудман не мог смириться с тем, что он считал ограничениями коммерческой музыки. Он стремился к более бескомпромиссному подходу к музыке, к большей свободе и художественному размаху, который задействовал бы все его возможности как импровизирующего джазмена и в то же время нашел бы широкое признание в народе - и он не смирился с достижением своей цели. Он собрал несколько групп, которые пользовались безразличным успехом, но, извлекая пользу из каждого из этих экспериментов, его идеи становились все более ясными, и к 1934 году он был готов собрать группу, которая воплотила бы все, чему он научился и о чем мечтал. Он тщательно отобрал музыкантов из числа лучших и наиболее опытных молодых джазистов. Он заручился помощью Флетчера Хендерсона, влиятельного черного бэнд-лидера, чей передовой подход к оркестровке, по мнению Гудмана, обеспечивал идеальный баланс между спонтанностью и индивидуалистическим выражением джаза и функциональными императивами ансамблевой партитуры.
Наибольшую пользу начинающей группе принесла общенациональная известность, которую она получила в передачах NBC "Давайте танцевать" с декабря 1934 года по май следующего года. Эти передачи не только распространили новое музыкальное евангелие по всей стране, но и позволили Гудману заказать большое количество аранжировок (в основном Хендерсону), добиться большей точности исполнения и устранить все ошибки в новом подходе. Кроме того, присутствие Хелен Уорд, одной из самых эффективных вокалисток свинга, очень помогло, обеспечив сильно коммерческий, но всегда музыкальный ингредиент. После трансляции группа отправилась в гастрольный тур, выступая в нескольких бальных залах по всей стране и имея лишь умеренный успех, пока не достигла Западного побережья, где ее драйвовая, основанная на джазе музыка и образные оркестровки были встречены с бурным энтузиазмом. Началась эра свинга.
Side One
- Autumn Leaves (3:03)
- I Love Paris (3:26)
- April In Paris (2:26)
- A Man And A Woman (3:33)
- Cest Magnifique (3:03)
В течение следующего десятилетия Гудман царствовал как неоспоримый король свинга, обогатив американскую музыку множеством чудесных, искусно сделанных и исполненных записей, в которых потенциал биг-бэнда был раскрыт до предела, а слушатели познакомились с захватывающим звучанием таких мастеров-инструменталистов, как Банни Бериган, Джек Тигарден, Тедди Уилсон, Гарри Джеймс, Джин Крупа, Лайонел Хэмптон, Джесс Стейси, Зигги Элман, Билли Баттерфилд, Кути Уильямс, Чарли Кристиан, Видо Муссо, Лу МакГарити, Мел Пауэлл и многие другие. И реестр постоянных или принимающих участие в работе группы аранжировщиков был столь же впечатляющим: Флетчер и Хорас Хендерсон, Дин Кинкейд, Лайл "Спад" Мерфи, Гордон Дженкинс, Джимми Манди, Дэвид Роуз, Эдгар Сэмпсон, Клод Торнхилл, Эдди Саутер, Мел Пауэлл и другие выдающиеся деятели искусства аранжировки биг-бэндов.
Кроме того, Гудмен был активным пропагандистом джаза в малых группах, предлагая слушателям один из лучших импровизационных ансамблей того времени, знаменитую "группу в группе", состоящую из него самого, пианиста Уилсона и барабанщика Крупы, позже расширенную до квартета с добавлением виброарфиста Хэмптона. Привлекая Уилсона и Хэмптона, Гудмен стал первым широко популярным бэндлидером, занявшим решительную позицию против дискриминационной практики того времени, которая не позволяла белым и черным выступать вместе на многих важных концертных площадках. Он способствовал развитию джаза и другими способами, подчеркивая его художественное значение новаторскими программами в лучших концертных залах, заказывая и исполняя классические произведения, привлекая и поощряя лучших джазовых исполнителей в свои группы и, прежде всего, поддерживая высочайшие стандарты во всем, что он делал и чему присваивал свое имя.
Side Two
- Petite Fleur (2:56)
- Mimi (3:50)
- C'est Si Bon (3:03)
- Under Paris Skies (4:08)
- I Will Wait For You (5:49)
Хотя верно то, что он не создал свинг, Гудман сделал больше, чем любой другой исполнитель, для того, чтобы питать, развивать и популяризировать самую популярную и доступную форму джаза, которую видел мир. И хотя он не стоял у руля собственного биг-бэнда с 1950 года, когда он окончательно распустился в связи с падением интереса к свингу, кларнетист никогда не уходил на покой. Нет, его легионы поклонников никогда не допустят этого. И, как свидетельствуют эти чрезвычайно привлекательные выступления, он ни на йоту не утратил того выдающегося технического мастерства, неослабевающего блеска изобретений и богатой, оживляющей жизнерадостности духа, которыми он впервые зажег наши сердца и умы четыре десятилетия назад. Если кажется, что это только вчерашний день, то только благодаря непреходящей силе и магии кларнета Гудмана. В окружении родственных душ, которых он собрал для этой записи, он поет так же захватывающе, как и раньше.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!