Добрый день, друзья!
Сегодня я хочу рассказать вам о своём взгляде на личность человека, а также о ее развитии и месте в мире.
Возможно, кому-то эти идеи покажутся сложными или утомительными, но на мой взгляд, это крайне важные смыслы, понимание которых не просто улучшит качество жизни отдельно взятого человека, но и способно трансформировать общество в положительном направлении, решая проблему зла, трагедии, несправедливости и горя, при важнейшем условии — принятии индивидуальной отвественности, которая выражается в противостоянии семейной психопатологии, недопущении ее интеграции в сознательную жизнь индивида и попутном сражении с катастрофой бытия.
С чего я хочу начать?
В одной из книг Ирвина Ялома есть такая фраза:
«Главная задача хорошего родителя — помочь ребёнку уйти из дома».
Когда я впервые ее прочитал, я был шокирован точностью формулировки общей проблемы психологии, которая заключается в патологии детско-родительских отношений и соответствующих результатов таких отношений (коими являются неврозы, невротические реакции, нарушения эмоционально-волевой сферы, расстройства настроения и тд), и попытки ее разрешения.
- Задача родителя — помочь ребёнку стать самостоятельным (то есть взрастить чувство самостоятельности и, соотвественно, положительную эмоциональную реакцию на факт перспективного отдельного от родителей существования; другими словами взрастить самосознание); научиться быть стойким и сражаться с катастрофой бытия и неопределённостью мира; и главное, — принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь.
Ещё одно, подобное высказывание, которое звучит так:
«Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить»
— имеет в себе похожую идею о формировании родителем ответственности и самосознания ребёнка с целью его дальнейшей сепарации и будущей самостоятельной жизни.
Все это — хорошее направление, в котором мы должны двигаться.
Но большая часть людей в мире (говоря о постсоветском пространстве): я и мы с вами — не воспитаны в такой парадигме.
Мы имеем жирный отпечаток духа советского времени, который можно назвать как «культура стыда».
Культура стыда выражается в:
- молчании;
- отсутствии эмоциональности (эмоциональный вакуум); табуированости определённых тем, что значит, снова, молчание;
- отсутствии собственного мнения;
- зависимости от мнения окружающих;
- глухоте к собственным переживаниям и чувствам и тд.
Все это сопровождается катастрофой бытия; личностными и глобальными потрясениями, которые переживает человек.
Все это натолкнуло меня на мысль о более глобальной, то есть обобщающей задаче психологии и психотерапии в целом.
С одной стороны…
С одной стороны, если мы говорим о психоаналитической модели психотерапии (да и вообще взгляде на мир), в ней во главу угла ставится раскрытие прошлого (воспоминаний), то есть интеграция бессознательных сексуальных влечений в сознание, вытеснение которых способствовало появлению невроза.
Другими словами, понимание источника невроза, приведёт нас к избавлению от него.
И это довольно сильная модель лечения, которая формирует аналитический (а значит отчасти критический [в правильном смысле этого слова]) взгляд клиента на себя, свои переживания и прошлое.
Понимание источника невроза действительно помогает справиться с ним, но не всегда.
Не всегда снятие защит с клиента терапевтом (в попытке оголить корни невротического поведения) приносит положительный результат для первого. В любом случае, это продолжительная работа, нацеленная на формирование самостоятельности клиента, хотя, зачастую, происходит обратный эффект (зависимость от терапевта).
С другой стороны…
С другой стороны, есть полюс психологического знания (не особо заинтересованный переживаниями прошлого), который активно транслируется сейчас, на волне крайне левых гуманистических ценностей.
Особенно это видно в сфере отношений между людьми. Это касается денег, секса, ролей мужчины и женщины и, в принципе, взаимодействия между ними.
Суть такого подхода, заключается в крайнем индивидуализме и жизни для себя.
Суть же психотерапии такого толка — ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС устранить все личностные ограничения на пути к удовлетворению гедонистических тенденций.
- На мой взгляд, взращивание индивидуалистов-гедонистов, чья философия жизни не основана на видении долгосрочной перспективы, в будущем приведёт к «плохим временам».
Другой подход. Существует ли он?
Я думаю, что существует иной подход к пониманию личности человека и тому, как она интегрируется в мире и сосуществует со всеми реалиями бытия.
Я называю этот подход — «Изъять (вычленить) себя из хаоса».
Такой взгляд на личность, по моему мнению, отражает существующую действительность человека.
Не только нас с вами — людей постсоветского пространства, но и в принципе, человека в мире.
- Изъять или вычленить, это значит иметь понимание того, кто я, каким я могу и хочу быть и решительно отстраниться от всего, что не даёт мне это сделать (ограничивает меня), учитывая долгосрочную перспективу.
Другими словами, у меня есть ответственность стать человеком с большой буквы, даже при всех патологичных обстоятельствах родительского дома и катастрофы бытия, окружающей меня.
- Изъять себя — это значит стать сильнее произошедших в моей жизни событий, которые стали результатом отсутствия адекватной сепарации на протяжении, возможно, долгого времени.
- Вычленить себя — это значит омыть зеркало своей души от грязи неразрешенных патологических проблем родителей и общества, в котором вы находились.
Это долгий процесс. Это ответственный процесс.
Мы не просто возвращаемся к источнику невроза. Мы вычленяем себя от него. Становимся противоположными друг другу (как запад и восток). Это значит, что я выделяю (вырываю; вычленяю) себя от патологии родительского дома и формирую себя настоящего. Не в угоду гедонистическим мимолетным наслаждениям, но в долгосрочной перспективе, стараясь быть человеком с большой буквы и, посвящая себя чему-то ценному и доброму, что я только могу себе представить.
Другими словами, я скажу это как христианин и психолог. Возможно это сложная и непривычная идея, но все же. На мой взгляд она имеет глубокий смысл.
Эта идея звучит так:
«Я проявляю архетип Христа в рамках своей жизни».
Мой подход в консультировании и здесь, в блоге, именно такой.
Помочь клиенту стать тем, кем он действительно может быть, отделившись о прошлой патологии и научившись сражаться с катастрофой бытия.
Я думаю, что научиться этому можно, особенно, когда есть пример.
Будучи верующим человеком, христианином и психологом, читая Библию, я все больше вижу насколько архетипические образы библейских героев, их моральная неоднозначность, их живость и нетленность обладают психотерапевтическим эффектом.
Я хочу делиться этим полезным эффектом с вами, друзья.
Мое желание и миссия моей работы и этого блога, хотя бы на миллиметр приблизиться к решению этой мета-проблемы (проблемы проблем), а именно зла, несправедливости, трагедии.
Я начинаю цикл психологических разборов библейских персонажей.
Или психологический разбор библейских героев. И приглашаю вас присоединиться и следить за мной.
Я хочу начать с самого начала — от книги «Бытие» и дальше.
Я постараюсь выпускать 1-2 разбора в неделю, так как качественная информация требует времени.
Я надеюсь, что это будет не просто очередная полезная информация, а то, что поможет вам ОБЛАГОРОДИТЬ собственное бытие.
Если вам интересна эта тема, поставьте лайк и напишите комментарий!
И первый, о ком я расскажу вам вскоре, это Адам.