Императрица У Цзэтянь (императрица-консорт Ву, У Хоу, У Мэй Нян, Мэй-Ньянг и У Чжао, л. 624-705 гг. Н.э., годы правления 690-704 гг. Н.э.) была единственной женщиной-императором Императорского Китая. Она правила во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.) и была одним из самых влиятельных и противоречивых монархов в истории Китая.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории
Она начала свою жизнь при дворе в качестве наложницы императора Тайцзуна. После его смерти она вышла замуж за его сына Гаозуна (годы правления 649–683 гг. Н. Э.) И стала супругой императрицы, но на самом деле была силой, стоящей за императором. Когда Гаозун умер в 683 г. н.э., Ву взяла под свой контроль правительство как вдовствующая императрица, посадив на трон двух своих сыновей и сняв их почти так же быстро. Она была властью за троном с момента смерти Гаозуна в 683 г. н.э., пока она открыто не провозгласила себя в 690 г. н.э. и правила как император Китая до года до своей смерти в 705 г. н.э., в возрасте 81 года.
Ранний период жизни
У Цзэтянь родился в уезде Вэньши, провинция Шаньси, в 624 году нашей эры в богатой семье. Она была дочерью У Шихуо, канцлера династии Тан. В отличие от большинства молодых девушек в Китае того времени, отец поощрял Ву читать и писать и развивать интеллектуальные навыки, которые традиционно предназначались для мужчин. Ву также научился играть на музыке, писать стихи и хорошо выступать на публике.
Она была очень красивой и была выбрана императором Тайцзуном (годы правления 626–649 гг. н. э.) в качестве одной из своих наложниц, когда ей было 14 лет. Именно Тайцзун назвал ее «Мей-Ньянг», что означает «красивая девушка» (одно из имен, которое обычно и ошибочно приписывают ей как ее имя при рождении). Хотя функция наложницы в Китае почти всегда связана с сексом, женщина в этом положении может иметь ряд несексуальных обязанностей, от повседневных задач, таких как стирка, до более специализированных навыков, таких как разговор, чтение стихов и прочее. играть музыку.
Ву начала свою жизнь при дворе, заботясь о королевской прачечной, но однажды осмелилась поговорить с императором, когда они были одни, и заговорила об истории Китая. Тайцзун был удивлен, что его последняя наложница умела читать и писать, и был очарован ее красотой и остроумием в разговоре. Тайцзун был настолько впечатлен ее интеллектуальными способностями, что забрал ее из прачечной и сделал своим секретарем. В своей новой должности она постоянно участвовала в государственных делах на самом высоком уровне и, должно быть, хорошо справлялась со своими обязанностями, потому что стала любимицей Тайцзуна.
Она привлекла внимание многих молодых людей при дворе, и одним из них был принц Ли Чжи, сын Тайцзуна, который станет следующим императором, Гаозуном. У завязался роман с Ли Чжи, которая в то время была замужем, но все еще была привязана к Тайцзуну как наложница. Ли Чжи был сильно влюблен в Ву, но ничего не мог с этим поделать, потому что она принадлежала его отцу, а кроме того, он уже был женат.
Когда Тайцзун умер, Ву и другим его наложницам обрили головы и отправили в храм Ганье, чтобы начать свою жизнь монахинями. Это было обычной практикой после смерти императора. Наложницы императора не могли быть переданы для использования другими, но были вынуждены закончить свое время при дворе и начать новую целомудренную жизнь в религиозном ордене. Однако, когда Ли Чжи стал императором и взял имя Гаозун, одним из первых, что он сделал, было отправить за Ву и вернуть ее ко двору в качестве первой из его наложниц, хотя у него были и другие, а также жена.
Восхождение к власти
Ву получила привилегированное положение первой наложницы, хотя по закону она должна была оставаться в храме монахиней. Жена Гаозуна, леди Ван, и его бывшая первая наложница Сяо Шуфэй ревновали друг друга, но еще больше завидовали тому вниманию, которое Гаозун уделял У. По словам самой Ву, они составили заговор против нее, но, по мнению других историков, Ву начала и закончила проблемы, которые у нее были с ними.
У леди Ван не было детей, а у леди Сяо были сын и две дочери. В 652 г. н.э. Ву родила сына Ли Хун, а в 653 г. н.э. еще одного сына, Ли Сяня. Ни один из этих мальчиков не представлял угрозы для леди Ван или леди Сяо, потому что Гаозун уже выбрал преемника; его канцлер Лю Ши был дядей леди Ван, и Гаозун назначил наследником сына Лю Ши, Ли Чжуна. Тем не менее, это не означало, что женщины не завидовали милости, которую император оказал Ву теперь, когда она родила двух сыновей подряд.
В 654 г. н.э. у Ву родилась дочь, которая умерла вскоре после рождения. Ребенок был задушен в своей кроватке, и Ву утверждал, что леди Ван убила ее, потому что она ревновала. Ван был последним человеком, которого видели в комнате, и у него не было алиби. Ву также обвинил леди Ван и ее мать в колдовстве и вовлек леди Сяо; Леди Ван была признана виновной по всем пунктам обвинения, как и остальные. Гаозун развелся со своей женой, не пустил ее мать во дворец и изгнал госпожу Сяо. Дядя госпожи Ван, канцлер Лю Ши, был снят со своего поста, что означало, что его сын был отрезан от наследника Гаозуна. Теперь Ву была возведена в ранг первой жены Гаозуна и императрицы Китая. Ее также заверили, что ее сыновья будут править страной после смерти ее мужа.
Смерть дочери Ву
Леди Ву хорошо играла роль застенчивой респектабельной жены императора на публике, но за кулисами она была настоящей силой. Она тщательно устранила всех потенциальных врагов при дворе и убила леди Ван и леди Сяо после того, как они отправились в изгнание. Хотя в отчете Ву утверждается, что леди Ван убила свою дочь, более поздние китайские историки все согласны с тем, что Ву был убийцей, и она убила своего ребенка, чтобы подставить леди Ван.
История убийства Ву ее дочери и подлога леди Ван, чтобы получить власть, является самым печально известным и наиболее часто повторяющимся инцидентом в ее жизни, но на самом деле нет никакого способа узнать, произошло ли это так, как это записали историки. Во время убийства слово леди Ву было против слова леди Ван, а позже историки решили встать на сторону леди Ван против Ву; но это не значит, что они выбрали правильную сторону.
Любой историк, писавший о леди Ву, без вопросов следовал истории, изложенной более поздними китайскими историками, но у этих историков была своя собственная программа, которая не включала восхваление женщины, которая претендовала на то, чтобы править как мужчина. Историки всегда изображают Ву безжалостной, коварной, коварной и кровожадной, и, возможно, она была всем этим, возможно, она даже убила свою дочь, чтобы занять трон, но любое из этих утверждений следует принимать только после рассмотрения их источника. .
Женщина, занимавшая самое влиятельное положение в правительстве, угрожала традиционному патриархату, а придворные советники, министры и историки утверждали, что Ву нарушил баланс природы, взяв на себя власть, принадлежавшую мужчине.
Вскоре после того, как она заняла трон, произошло землетрясение, которое было истолковано как дурное предзнаменование. Ученый Н. Генри Ротшильд пишет: «Послание было ясным: женщина, обладающая высшей властью, была мерзостью, отклонением от естественного и человеческого порядка» (108).
Предзнаменования были чрезвычайно важны для людей древнего Китая и играли значительную роль в политике династии Тан. В 683 году н.э., когда Ву начал манипулировать событиями, как мужчина, один ученый-конфуцианец писал, что природа была обращена вспять «женщиной-узурпаторшей» и «по всей империи в каждой префектуре куры превратились в петухов или наполовину превратились в петухов» (Rothschild, 108). ).
Когда казалось, что после землетрясения появляется гора, это также интерпретировалось как восстание самой природы против правления Ву. У Чжао рассматривала ситуацию по-другому: она утверждала, что гора была добрым предзнаменованием, отражающим буддийскую райскую гору Сумеру. У нее была гора по имени Гора Фелисити, и она утверждала, что она воздвиглась в честь ее и ее правления. Хотя многие при дворе поздравляли ее с благосклонностью богов, многие другие этого не делали. Ротшильд описывает конфронтацию, отражающую чувства большинства придворных. После того, как появилась гора Фелисити, и Ву назвал это предзнаменованием в ее пользу, один из ее министров написал:
Ваше Величество, женщина-правитель неправильно заняла мужское положение, которое перевернуло и изменило твердое и мягкое, поэтому земные эманации заблокированы и разделены. Эта гора, так рожденная внезапным сотрясением земли, представляет собой бедствие. Ваше Величество может принять это за "Гору Фелисити", но ваш объект считает, что праздновать нечего. Чтобы должным образом ответить на порицание Небес, вам следует вести спокойную жизнь вдовы и культивировать добродетель, иначе я боюсь, что нас постигнут новые бедствия. (108)
У Чжао выслушала своего министра и обдумала его аргументы, а затем, как пишет Ротшильд, «У Чжао, не имея никакого намерения «вести спокойную жизнь вдовы», отвергла эту интерпретацию и немедленно сослала этого человека в болотистую, пораженную болезнями , Саутленд» (109). Этот конкретный министр был вынужден замолчать, но это не заставило замолчать остальных; они просто были более осторожны, чтобы не высказывать свое мнение перед ней. Их антагонизм по отношению к женщине-правительнице в конце концов найдет отражение в историях, в которых записано ее правление, и станет «фактами», которые будущие поколения примут за истину.
Эти историки утверждают, что Ву приказал убить леди Ван и леди Сяо ужасным образом: ей отрезали руки и ноги, а затем бросили их в чан с вином, чтобы они утонули. Это очень похоже на историю императрицы Лу Чжи (ок. 241–180 гг. до н. э.) династии Хань, которая таким же образом избавилась от своей соперницы Цицзы (хотя Цицзы утопили в свинарнике и ей выкололи глаза, когда хорошо). Лу Чжи была мгновенно узнаваемым злодеем для жителей Китая, и связь Ву с ней посредством убийств разрушила репутацию Ву. Ву могла бы убить свою дочь, но ее положение женщины в роли мужчины принесло ей много врагов, которые были бы счастливы выдать слух за правду, чтобы дискредитировать ее.
Ву занимает трон
Начиная с 660 г. н.э. Ву фактически был императором Китая. У нее не было этого титула, но она была властью в офисе и занималась имперскими делами, даже когда в 665 году н.э. была беременна своей дочерью Тайпин. Одним из примеров ее влияния было 666 г. н.э., когда она привела группу женщин на гору Тай (древний церемониальный центр), где они проводили ритуалы, которые традиционно выполнялись только мужчинами.
Воспитанная отцом в вере в то, что она равна мужчинам, Ву не видела причин, по которым женщины не могли бы выполнять те же практики и занимать те же должности, что и мужчины. Она не спрашивала разрешения ни у одного мужчины, чтобы привести этих женщин на гору Тай; она чувствовала, что знает, как лучше, и делала это. Она также организовала военные кампании против Кореи в 668 г. н.э., которые были настолько эффективны, что низвели Корею до статуса вассального государства.
Император Гаозун не имел никакого отношения ни к одному из этих событий, хотя его имя было бы связано с кампаниями против Кореи. Гаозун подхватил болезнь, поразившую его глаза (возможно, инсульт), и ему нужно было прочитать отчет. Ву либо читала ему то, что ей хотелось, а затем принимала собственные решения, либо читала ему настоящие отчеты, а затем все равно действовала самостоятельно. В 674 году н.э. Гаозун приняла титул Тянь Хуан (Император Неба), а Ву изменила свой титул на Тянь Хоу (Императрица Неба). Они правили как божественные монархи до смерти Гаозуна в 683 г. н.э.
У посадила на трон своего первого сына, который принял королевский титул Чжунцзун. Он отказался хорошо сотрудничать со своей матерью, а его жена, леди Вэй, взяла на себя слишком большую власть. Вэй назначила своего отца главным министром ее мужа и попыталась протолкнуть другие меры в пользу ее семьи. Когда Ву больше не могла терпеть выходки и неуважение своей невестки, а также отказ ее сына дисциплинировать ее и подчиняться диктату Ву, она обвинила его в измене и изгнала вместе с женой.
Она заменила Чжунцзуна своим вторым сыном, который стал императором Жуйцзуном. Она держала Жуйцзуна под своего рода домашним арестом, заключив его во Внутренний дворец. Жуйцзун также разочаровал ее, и поэтому она вынудила его отречься от престола в 690 году н.э. и провозгласила себя императором Зейтан, правительницей Китая, первой и единственной женщиной, которая восседала на Троне Дракона и правила от своего имени и своей собственной властью. Ее фамилия «Ву» связана со словами «оружие» и «военная сила», и она выбрала имя «Зейтан», что означает «Правитель Небес». Она хотела дать понять, что новый тип правителя занял трон Китая и наступил новый порядок.
Царствование и реформы У Цзэтяня
Первое, что она сделала, это изменила название государства с Тан на Чжоу (на самом деле Тяньчжоу или Тяньсоу). Было принято, когда менялась династия, переустанавливать историю. Каждая династия считалась новым началом, и когда Ву сменила имя с Тан на Чжоу, она следовала этой традиции, но пошла дальше, чтобы дать понять, что она была началом совершенно новой эры, назвав свое правление Тяньчжоу («дарованное небом»). ). Чтобы обеспечить безопасность своего нового правления, она заключила в тюрьму всех членов королевской семьи династии Тан (включая будущего императора Сюаньцзуна) и провозгласила себя воплощением Будды Майтрейи, назвав себя императрицей Шэнсен, что означает «Святой Дух».
Она заказала статуи Майтрейи в пещерах Лунмэнь за пределами Лояна. Ву постановил, чтобы рабочие вылепили лицо самой большой из этих статуй, чтобы она напоминала ее, а также убедил монахов святилища в Лояне подделать Книгу Большого Облака, чтобы подтвердить ее заявление как Майтрейи. Другие статуи (которые до сих пор можно увидеть в гротах Лунмэнь) также были сделаны, чтобы поднять ее статус божественной правительницы, которая знала, что лучше для людей, и была божественно назначена применять любые законы или политику, которые она считала подходящими.
Еще в 660 г. н.э. Ву организовал тайную полицию и шпионов при дворе и по всей стране. Она установила политику, согласно которой осведомителям можно было платить за проезд на общественном транспорте для явки в суд. Эта шпионская система сослужила ей хорошую службу, заблаговременно предупредив о любых готовящихся заговорах, и позволила ей позаботиться об угрозах ее правлению до того, как они станут реальными проблемами.
Императрица Ву использовала собранные ею сведения, чтобы заставить некоторых высокопоставленных чиновников, которые плохо работали, уйти в отставку; других она просто изгнала или казнила. Она реформировала структуру правительства и избавилась от всех, кто, по ее мнению, не выполнял свои обязанности, и таким образом сократила государственные расходы и повысила эффективность. На их место она назначала интеллектуалов и талантливых бюрократов без оглядки на семейное положение и связи.
Чтобы еще больше отделить свою династию Чжоу от династии Тан, она создала новые иероглифы для китайской системы письма, которые сегодня известны как китайские иероглифы императрицы Ву или дзэтианские иероглифы. Эти персонажи должны были заменить от 10 до 30 старых персонажей и были попыткой Ву изменить способ мышления и письма ее людей. Хотя эти иероглифы были удалены после ее правления, они все еще существуют как китайский диалект в письменной форме. Историки считают их важными, потому что они показывают, как далеко зашла Ву, пытаясь создать новый мир в Китае во время ее правления: она даже хотела изменить слова, которые они использовали.
Императрица Ву не обошла стороной ни одну область китайской жизни, и ее реформы пользовались такой популярностью, потому что предложения исходили от народа. При старых режимах предложение или жалоба должны были пройти через ряд различных ведомств, прежде чем они дошли до кого-либо, кто мог что-то с этим сделать. Ву устранила всю бюрократию, установив прямую связь между собой и людьми. Историк Келли Карлтон пишет:
Ву сделал ящик для петиций, в котором изначально было четыре слота: один для мужчин, чтобы они рекомендовали себя в качестве чиновников; тот, где граждане могут открыто и анонимно критиковать судебные решения; один, чтобы сообщать о сверхъестественных, странных предзнаменованиях и тайных заговорах, и один, чтобы предъявлять обвинения и недовольство. (3)
Карлтон далее отмечает: «Хотя якобы из-за ее большой заботы о состоянии своего народа, ящик в основном служил для получения информации по мятежным темам (3)». Хотя наблюдение Карлтона является точным, коробка также предоставила Ву ряд идей для реформ, которые исходили непосредственно от людей, а не от правительственных чиновников, которые могли бы извлечь из них выгоду, и которые Ву эффективно реализовал.
Она улучшила систему государственного образования, наняв преданных учителей и реорганизовав бюрократию и методы обучения. Она также реформировала министерство сельского хозяйства и систему налогообложения, наградив чиновников, которые произвели наибольшее количество урожая и обложили налогами своих людей меньше всего. Она приказала написать и распространить пособия по сельскому хозяйству. Она организовала команды для обследования земли и строительства арыков, чтобы помочь выращивать урожай, и перераспределила землю так, чтобы у всех была равная доля в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное производство при правлении Ву выросло до рекордно высокого уровня.
Ву также реформировала вооруженные силы, введя военные экзамены для командиров, чтобы продемонстрировать компетентность, которые были основаны на ее имперских экзаменах, сдаваемых государственным служащим. Военные экзамены были предназначены для измерения интеллекта и принятия решений, и кандидаты проходили личное собеседование, а не просто назначались из-за семейных связей или фамилии.
Ее успех в кампаниях против Кореи вселил уверенность в ее генералов, и решения Ву о военной обороне или экспедициях никогда не оспаривались. Ее шпионская сеть и тайная полиция останавливали мятежи до того, как они могли начаться, а военные кампании, которые она проводила, расширились и обезопасили границы страны. Она также смогла вновь открыть Шелковый путь, который был закрыт из-за чумы 682 г. н.э. и более поздних набегов кочевников. У также вернул земли, которые были захвачены готюрками во время правления Тайцзуна, и распределил их так, чтобы не все они принадлежали аристократам.
Упадок и отречение Ву
В 697 году н.э. власть Ву начала ослабевать, когда она стала более параноидальной и начала проводить больше времени со своими молодыми любовниками, чем с правлением Китая. Два брата, известные как братья Чжан, были ее любимцами, и большую часть времени она проводила с ними взаперти. Это считалось скандальным из-за ее преклонного возраста и того, насколько молоды были братья Чжан, но это даже не было бы прокомментировано, если бы Ву был мужчиной, спящим с гораздо более молодыми женщинами. Практика императора иметь молодых женщин в качестве наложниц была обычной, но когда императрица решила развлекаться с молодыми мужчинами, это внезапно стало скандальным.
Ее паранойя привела к чистке ее администрации. Всех, кого она по какой-либо причине подозревала в неверности, изгоняли или казнили. Эффективность ее двора снижалась по мере того, как она проводила все больше и больше времени с братьями Чжан и пристрастилась к различным видам афродизиаков. В 704 г. н.э. судебные чиновники больше не могли терпеть поведение Ву и убили братьев Чжан. Ву была вынуждена отречься от престола в пользу своего изгнанного сына Чжунцзуна и его жены Вэй. В любом случае, к этому времени у нее было очень слабое здоровье, и она умерла через год.
Заключение
После смерти Ву Чжунцзун правил, но только номинально; реальная власть принадлежала леди Вэй, которая использовала У Цзетянь как образец для подражания, чтобы манипулировать своим мужем и судом. В то же время другая политическая фракция сформировалась вокруг другого сына Ву, Жуйцзуна, которого поддержала дочь Ву, Тайпин. В 710 г. н.э. Чжунцзун умерла после отравления Вэй, которая спрятала его тело и скрывала его смерть, пока ее сын Чун Мао не стал императором. Принцесса Тайпин положила конец своим планам, когда убила Вэй и ее семью и посадила на трон своего брата Жуйцзуна.
Два года спустя, в 712 году н.э., Жуйцзун отрекся от престола после того, как однажды ночью увидел комету, и, следуя интерпретации, предложенной Тайпином, воспринял это как знак того, что его правление закончилось. Его сын Ли Лунцзи сменил его, правя как император Сюаньцзун (годы правления 712-756 н.э.). Принцесса Тайпин защищала Ли Лунцзи от своей матери, когда он был молод, и поддерживала его в его усилиях занять трон. Она, как и госпожа Вэй, внимательно следила за правлением У Цзэтяня и думала, что сможет манипулировать Сюаньцзуном, как ее мать — Гаозуном.
Когда она увидела, что не сможет контролировать суд, как это делала ее мать, она покончила с собой, и Сюаньцзун издал указ, согласно которому ни один член семьи Ву не может занимать государственные должности из-за их безжалостных интриг и закулисной политики. Тем не менее, Сюаньцзун продолжила многие направления политики Ву, в том числе сохранила свои реформы в области налогообложения, сельского хозяйства и образования. При правлении Сюаньцзуна Китай в то время стал самой богатой страной в мире.
Императрица Ву была похоронена в гробнице в уезде Цянь провинции Шаньси, рядом с Гаозуном. По обычаю, снаружи гробницы была воздвигнута огромная стела, которую более поздние историки должны были отметить великими деяниями императрицы Ву, но маркер остается пустым. Несмотря на все ее реформы и процветание, которое она принесла стране, Ву помнили в основном за ее преступления против друзей и членов семьи, особенно за убийство ее дочери, и люди не думали, что она достойна записи.
Также могло быть, как это было в Египте после правления королевы Хатшепсут, что никто во власти не хотел записывать правление женщины и надеялся, что императрица Ву будет забыта. Если так, то их надежды были напрасны; Императрицу У Цзэтянь сегодня помнят как одного из величайших правителей в истории Китая. В китайском телесериале « Женщины династии Тан» (2013 г.) актриса Хуэй Инхун сыграла У Цзэтянь, и он был очень популярен, что свидетельствует о неизменном интересе к первой и единственной женщине-правителю Китая.
Хотя современные историки, как с востока, так и с запада, пересмотрели древнее изображение У Цзэтянь как коварного узурпатора, этот взгляд на ее правление все еще сохраняется во многом, что написано о ней. Женщину, которая считала себя столь же способной, как и любого мужчину, руководить страной, продолжают подвергать критике, даже если писатели теперь уточняют свою критику, но нельзя спорить с тем фактом, что при У Цзэтянь Китай пережил изобилие и стабильность, которые у него были. никогда не знал раньше. Ее реформы и политика заложили основу для успеха Сюаньцзуна как императора, при котором Китай стал самой процветающей страной в мире.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории