«Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место» (А.С. Макаренко).
Знаменитый педагог и публицист XX века Антон Макаренко разработал уникальную систему воспитания «трудных» детей, которая получила широкую известность во всём мире. Ему подражали, его осуждали, но приёмы, которые легли в основу его подхода до сих пор работают и применяются педагогами и коучами. В этой статье разберём практические методы в общении со «сложными» детьми, опираясь как на работы признанных педагогов, так и на современные реалии.
В самом деле «трудный»?
Для начала выясним, какого ребёнка можно назвать «трудным» и правильно ли его так называть. «Проблемный» школьник проявляет девиантное поведение и открыто нарушает общепринятые нормы, то есть:
- грубит родителям и учителям;
- отказывается выполнять задания или поручения;
- идёт на открытый конфликт со взрослыми.
Своими действиями, как правило, такие дети пытаются вызвать реакцию сверстников, зарекомендовать себя как личность и завоевать лидерство в компании сверстников. Родителям и педагогам важно понимать причины такого поведения ребёнка, ведь это напрямую влияет на приёмы воздействия на него.
В своё время над проблемой трудных детей работали Блонский, Выготский, Кащенко и другие. Однако несмотря на стремление педагогов и учёных систематизировать знания о таких детях и вариантах их «неправильного» поведения, в современных реалиях эти материалы уже нельзя считать инструкциями к применению.
В советское время существовала чёткая система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звёздочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов.
Гиперактивность ребёнка может быть обратной стороной его незаурядных способностей, а девиантное поведение может указывать, что обычная школьная программа ему не подходит и он нуждается в дополнительных занятиях. Поэтому сейчас будет неправильно апеллировать такими определениями как «трудный ребёнок».
Однако, несмотря на разворот педагогики в сторону развития личности, на практике бывает очень непросто работать со «сложными» детьми. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приёмы.
Приёмы воздействия на «непростых» детей
Этот метод переключает внимание ребёнка с конфронтации на сотрудничество.
Поощрение – это, другими словами, «пряник», который даётся ребёнку в знак одобрения его конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое ребёнок пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой манипулирования под названием «Правило взаимного обмена». Она описывается в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребёнка создается ощущение долга, и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать.
Эту методику описывал в своей книге Антон Макаренко. В случае, когда против «сложного» ребёнка ополчился весь коллектив, взрослый выражает ему поддержку или в некоторых случаях встаёт на его сторону. В такие минуты ребёнок меняет своё отношение к взрослому, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета мгновенно решает конфликтную ситуацию и гасит конфронтацию.
Макаренко считал, что человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «сложного» ребёнка во взрослую, сформировавшуюся личность. Педагог работал с «трудными» детьми в колониях, где смог создать из малолетних преступников сплоченные трудовые коллективы. На базе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского воспитанники имели в своём распоряжении целое производство по изготовлению электродрелей и фотоаппаратов ФЭД.
Прекрасным воспитательным подходом педагог считал предоставление автономии коллективу. Подопечные получали возможность самоуправления и ни один педагог не имел права повлиять на решение общего собрания. Каждый в коллективе мог попробовать себя в роли командира, что воспитывало в них ответственность и чувство долга. Свой опыт он отразил в книге «Педагогическая поэма».
Как применить метод Макаренко сейчас? Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ребёнка со взрослым превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» подросткам включиться в игру, проявить свои лидерские качества.
Очевидно, что мы, как и животные признаем авторитет «вожака». Если взрослый не вызывает желание следовать и подражать, то любые воспитательные методики потеряют свою эффективность и не подействуют на «трудных» ребят.
«Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко).
То же самое касается и родителей. Именно они закладывают основу личности ребёнка, учат уважать старших, быть дисциплинированным и самостоятельным.
Вопросы общения с «трудными» детьми в своих книгах освещает и семейный психолог Людмила Петрановская. На протяжении многих лет она занималась психологическими проблемами сиротства и усыновления, помогая приёмным родителям найти подход к таким малышам. В 2014 году вышли ее книги «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно».
В книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» психолог пишет, что каждый ребёнок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития. Первый раз с таким феноменом родители сталкиваются, когда малышу исполняется 3 года. Неожиданно их чадо начинает отказываться выполнять просьбы взрослых и делает первые шаги в сторону автономии, кидая в родителей ложку с супом или переворачивая тарелку с малоприятными овощами. Второй раз это случается в подростковом возрасте, когда он нащупывает свои личностные границы и теряет привязанность к своим взрослым.
Таким образом, любой ребёнок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления и становления психики. Поэтому необходимо не «лечить» это состояние, а помогать ребёнку найти правильную дорогу и выбраться из мира внутренних противоречий. Взрослым важно понимать психологические аспекты и социальные мотивы детей, чтобы, во-первых, вовремя отследить проявление такого поведения, а во-вторых, вместе с психологом найти правильный подход к ребёнку.
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Добавьте описание
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.