Иду по тропинке парка в курортной зоне Калининградской области. В разгар сезона здесь много москвичей и питерцев, приезжающих сорить деньгами на море. Я думаю о том, что принципиально отличает нищих калининградцев от столичных толстосумов, когда вдруг на тропинке в непосредственной близи от центрального пляжа натыкаюсь на.... ммм... пирамиду. Большую такую, дурнопахнущую пирамиду с жужжащими над ней мухами. Вот она - наглядная модель общественной пирамиды, её суть и наиболее верное понимание.
Откуда пошла есть общественная пирамида
Пирамиду, как матрицу общественного бытия, мы унаследовали от общего с человекообразными предка, ибо точно та же пирамида с точно такими же особенностями функционирования социальных лифтов присутствует и у, скажем, бабуинов.
Бабуины тратят на поиск пищи около 4-х часов в сутки. Остальное время они развлекаются, тираня друг друга: альфа тиранит всех, бета тиранят всех, кроме альфы, а омеги не тиранят никого. Они живут в стрессе и много болеют.
Социальные лифты в стаде настроены так, что выводят на верхушку пирамиды самых агрессивных: тех, кто ценит власть, умеет ей наслаждаться и готов за неё бороться. И для приматолога совершенно очевидно: стадо бабуинов устроено так именно потому, что такова природа бабуина - особенности его мышления и поведения.
Это означает, что каких бы бабуинов мы вместе не собирали, соберём мы только бабуинью пирамидку.
АЛЬФА-БАБУИН АГРЕССИВНЕЕ ОМЕГИ, НО ОБА ОНИ - БАБУИНЫ
Люди у власти не такие как мы?
Социальные лифты в человеческом обществе работают совершенно аналогично: они выводят вверх не самых умных, талантливых или волевых, а тех, кто... лоялен власти. То есть, удобен. Недалёкий ум, жадность, трусость и исполнительность могут только приветствоваться.
Это означает только одно: руководят человеческим обществом те самые человеки, которым не чуждо ничто человеческое.
Однако, в отличие от обывателя, капризы топ-менеджера из правительства обходятся нации в миллиарды рублей. Ведь чем более высокий пост занимает человек, тем большей бедой для всех его подопечных оборачиваются его "маленькие слабости".
Подумайте сами: каждый человек склонен к тому, чтобы интриговать в той или иной степени (то, что американский психолог Эрик Берн назвал игрой). Но если наши интриги касаются только наших близких и родных, то интриги политиков оборачиваются большими бедами для целых государств.
Отсюда и сансара политического бытия: белая фигура меняется на чёрную, но и та, и другая вырезаны из дерева. Все мы сделаны из одного теста, и пока человек не отыщет ключик к изменениям своей человеческой природы, наша общественная пирамида будет всё так же пахнуть и жужжать...
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК