Найти тему
Владимир Чугунов

СУДЬБА СЕЛЬСКОГО СВЯЩЕННИКА

Крестьянский сын Новгородской губернии Андрей Магаев окончил курс в Вытегорской учительской семинарии, после чего учительствовал в земских училищах в тече­нии десяти лет. Стремление расширить свою деятельность побудило его в 1892 году принять священный сан. После рукоположения он был направлен в беднейший, отдаленнейший приход в Оло­нецкой губернии, куда в летнее время невозможно было добраться не только верхом на лошади, но и пешком. Кругом были непроходимые леса и болота. Но...

Энергичный священник принялся за работу и за четыре гола служения вместе с прихожанами прорубил просеку для дороги и зало­жил мосты через реки, построил новую деревянную церковь, двухэтажный дом для причта и школы, открыл две школы грамотности (одну за 18 верст, другую за 7 верст от села), начал постройку здания для боль­шой церковно-приходской школы. Всё это стало возможным только потому, что прихожане сердечно расположились к своему батюшке.

За эту деятельность в 1895 году он был награжден набедренником, что вызвало зависть у окружного духовенства и благочинного, в результате чего в следующем году по поступившему правящему архиерею доносу земского начальника, науськанного благочинным, отец Андрей был переведен за 300 верст в приход села Сярго-озеро Лодейнопольского уезда как «неблагонадежный политически».

Как известно, зем­ские начальники (местная власть) в ту пору (как и в нынешнюю) пользовались (и пользуются) непререкаемым авторитетом, как судьи и администраторы местной жизни. Словом, обычная «ду­ховная» уступчивость перед гражданской властью и уверенность последней, что не будут же критиковать и проверять ее по поводу «какого-то попа Андрея». Несмотря на ходатайство прихожан перед преосвященным об ос­тавлении любимого священника, отец Андрей был переведен.

На втором приходе отец Андрей не упал духом, но еще энергичнее принялся за его устройство, тем самым стараясь дока­зать своим врагам, что готов пожертвовать всем на благо своих прихожан. Построил вместе с ними двухэтажный дом для причта и школы и за 500 верст от своего села заново выстроил сгоревшую двад­цать лет назад церковь. За это в 1898 году ему была объявлена консисторская «благодарность за попечение о постройке храма, где он необходим».

Однако по просьбе, как вы­ражается сам отец Андрей, «мироедов, эксплуатирующих бедных», его в 1899 году переводят на третий приход — в село Девятины Вытегорского уезда.

Поданное неправильно воспитанными священником прихожанами прошение на имя правящего архиерея было оставлено (как, прочем, и в нынешние времена) без внимания.

Но и в третьем приходе отец Андрей прослужил всего год, поскольку и тут, себе на голову, приоб­рел такую любовь прихожан, что они несколько раз обращались в разные инстанции, в самых трогательнейших выражениях прося не отнимать у них уважаемого пастыря. Увы, не помогло.

В наказание за то, что и в этом приходе прихожане были воспитаны священником неправильно, отец Андрей Магаев был «запрещён к служению», после чего отец восьмерых детей «выстрадал почти целый год без места голодом» (его собственное выражение). Увы, но такова была награда за 14-летний труд.

Переведенный в четвертый приход, село Пороги Вытегорского уехда, неугомонный священник через хлопоты в Петербурге добивается открытия самостоятельного прихода, а затем вместе с начальником путей сообщения господином Рыбкиным, основывает церковно-приходскую школу.

Имя и деятельность отца Андрея широко разнеслись по округе, он везде находил помощь, доброжелательство и жертвователей.

В 1903 году его переводят на первое место служения потому лишь, что начатая им постройка большой церковно-приходской школы так и не была завершена, а точнее, вообще ничего не было сделано, а потому епархиальное начальство решило поручить ее достроить самому начинателю.

Буквально за несколько месяцев достроив с прихожанами школу, отец Андрей в 1905 году открывает небольшое сельскохозяйственное общество. К сожалению, в этом же году батюшка имел неосторожность назвать анархистом местном земского начальника, чинившего препятствия благому делу (очевидно требуя взятку). Начальник в долгу не остался. И по его жалобе епархиальному начальству церковный суд приговорил отца Андрея к заключе­нию в монастырскую тюрьму на один месяц и десять дней.

Обвиняемый на суде, разумеется, не присутствовал, поскольку, как изложено в резолюции Св. Синода, это было сделано ради «наущения священника Магаева смирению и кротости, приличествующих пастырю церкви, и поведению, соответствующему священническому сану».

Как известно, «срок заключения» всегда можно было продлить, и, как правило, он продлялся и довольно часто становился пожизненным, как в нынешних психушках, поскольку целиком и полностью зависел от «исправления», за которым был обязан следить настоятель монастыря (то есть «свой человек»).

Таким образом, не только было разрушено благое дело ревностного пастыря и пущена по миру его многодетная семья, но и разрушена в сердцах народа вера в справедливость.

А мы ещё удивляемся, почему народ с таким остервенением после революции стал разрушать храмы и в основной своей массе отвернулся от Бога.