На самом деле эта часть называется "Тур "Oh-el", но нечего и недеяться, что дзен не отправит в бан публикацию с оригинальным названием. Всё острые словечки также вымараны. Я не поклонник мата ради мата, но считаю, что такая лексика имеет место быть, как приправа: очень в меру и в своём месте. Однако что делать, таковы правила площадки. Без цензуры текст почитать можно на моей странице во "ВКонтакте", я легко нахожусь через поиск. Поехали.
Если вы только что заглянули и не знаете, о чём речь, вот предыдущие части путешествия по порядку:
Мы планировали завершить маршрут у часовни Димитрия Солунского на мысу, у которого Ветлуга окончательно растворяется в Волге. По прямой от Змеиного там 14 с небольшим км. Казалось, ерунда, часа на три делов. Это оказалось самонадеянным.
Вышли на воду ближе к 10 утра, и только два с лишним часа гребли до ближайшего по прямой мыса. Там отдышались, на крошечном, но жарком костерке на пляже сварили кофе с бутербродами, так как завтрак за это короткое время успел в организмах сгореть. Место казалось райским, как и все пляжи, на которых мы останавливались в тот день - один лучше другого.
Наверху явно есть подъезд по берегу (по карте нет). Когда мы снова взялись за вёсла и вырулили из-за мыса (кажется, он называется Красная Горка, а может быть, это было уже на следующем - в голове всё немного смешалось), на берег сверху высыпала куча женщин и детей. Опять удивленные взгляды, кажется, даже снимали на телефон. Маленькие девочки махали руками и долго смотрели вслед.
Я перезагружала телефон в надежде поймать интернет и забыла возобновить запись трека в Локусе, так что дальше точных данных о пройденном расстоянии нет. Думаю, в итоге вышло что-то около 20 с небольшим из-за того, что старались держаться берега. Шли не тупо вдоль него, а от мыса до мыса, чтобы можно было в случае кораблекрушения доплыть.
Опасения перевернуться были не беспочвенными. Дул сильный ветер в бок, поднялись волны, иногда заливающиеся в лодку, всё ещё встречались топляки, а мы - напомню - на надувной байдарке без спасжилетов. Сейчас я изо всех сил держусь, чтобы не начать преувеличить, так уже тогда я понимала, что волны впоследствии мне будут казаться метра под два - это конечно не так, хотя я не знаю, как их измеряют. Большие.
В какой-то (недолгий) момент мне удалось синхронизироваться с качкой: гребок на вдох -вверх, гребок на выдох - вниз. Но большую часть времени плавание было сплошным преодоление: и реки, и себя.
"Ну что ты, Света, боишься? Вон индейцы через океан на утлых лодочках плавали - и ничего. А Тур Хейердал вообще на плоту... "
Дима услышал мои мысли и рассказал про норвежца неприличный анекдот ("Тур ...?..Тур ...?..Тур Хейердал!").
Ещё пели песню из фильма "Географ глобус пропил":
"...Мы идём в поход,
Ж. на воде...".
Скоро показались бакены - мы вошли в зону судоходства. Ветлуга тут плавно расширяется с 6 до 8 км. Для сравнение Волга в районе Нижнего имеет ширину около 1 км. Сильно, очень сильно качает на большой воде. У берега идти не намного лучше, где мели - так вообще жесть, зато морально поспокойнее.
Причаливали ещё пару раз: выдохнуть, сориентироваться. Один раз купались.
Река наградила нас встречей с орланом-белохвостом. Он величественно пролетел над нами и присел на торчащую из волн корягу. Я впала в восторг от такой удачи и даже ненадолго забыла про качку. Возможно, это тот самый орлан, которого я видела два года назад в селе Покровское - а оно вон, сияет на горизонте бирюзовыми куполами монастыря на берегу Волги далеко впереди. Видимо, это всё - его владения. Редкая, прекрасная птица. Самая большая в наших краях.
Ещё долго преследовали у берега охотницу-цаплю. Не специально, конечно. Просто она при нашем приближении отлетела на пару десятков метров вперёд и снова вставала на мелководье.
Песчаные обрывистые берега облюбовали стайки ласточек. Красивая суета. Последняя наша остановка перед финальным рывком как раз была с ними по соседству.
- Очередной парадайз-бич, - сказал Дима.
Тут и правда было красиво. И хорошо уже видно противоположный берег Волги: Покровское, Троицкое, Козьмодемьянск.
Оставалась последняя большая бухта и участок под отвесным высоким берегом, поросшим соснами. В бухте можно было бы закончить маршрут - там удобные подъезды для машины. Плюс были сомнения в том, какой берез около часовни - сможем ли мы там вылезти. Решили рискнуть.
Снова сую поглубже в герму телефон и фот, вёсла в руки, с трудом, но отгребаем с мелководья против волны, бьющей в берег. Снова вверх-вниз, вдох-выдох.
И вот наконец-то за поворотом песчаный пляжик, а среди деревьев мелькнула маковка часовни. Дошли!
На стрелке хорошее место для стоянки, можно рыбачить сразу в двух древних реках пройдя буквально метров десять. Похоже, местные так и делают - у часовни припаркован чей-то мотоцикл. Самого рыбака мы засекли на Волге.
Сходили к часовне, вид у неё непосещаемый, естественно, заперто. Берег укреплён бетоном. Высоко.
Часа два провозились на берегу: я готовила обед из остатков продуктов, Дима сушил и собирал лодку.
Машину к часовне не вызвать: сюда проедет только джип, квадрик или мот. Выбираясь в цивилизацию, мы минут пять шли вообще по песку и веткам вдоль реки, вероятно, когда вода чуть повыше, это место недоступно. Возможно, есть тайные подъезды со стороны замка и дамбы, но на карте их нет.
Следующий этап путешествия стал самым сложным: дойти по жаре (несмотря на то, что было уже к вечеру, мы причалили-то уже в четвёртом часу... ) с тяжеленным барахлом, натирающим сожженные на Солнце плечи и руки, отбиваясь от комаров, не реагирующих на спрей, параллельно вызванивая таксистов и теряя надежду то, что кто-то нас отсюда увезёт. Я моментально дико натёрла ноги и каждый шаг давался через боль.
Чуя, что дело дрянь, позвонила в Шереметевский замок: да, гостиница работает, нет, по водительским правам нас не заселят, да, все автобусы уже ушли, а ближайший будет в 5.30 утра. Дали номер местного таксиста. Не абонент.
- Ладно, щас дойдём до деревни, найдём какого-нибудь деда на шахе, - утешал меня Дима. Я приободрилась. Только деревня, как назло, всё не показывалась. А когда это наконец-то случилось, стало не сильно легче: абстрактный дед на шахе не поджидал нас у ближайшего крыльца, и под подозрительные взгляды местных женщин мы пересекли ещё примерно половину Юрина, пока не добрели до деревянной лавочки у пыльного палисадника, которая тут автовокзал.
Я глянула в телефон: пешком мы прошли 7 км 900 метров. Мне не понравилось.
По пути я успела поприставать ко встречным с вопросами о такси. Один дяденька-тракторист, у которого играл "Король и Шут" в кабине, даже взялся кому-то звонить, но без результата. Вечер воскресенья - людям не до нас. В общем, надежда на скорый отъезд таяла, и я уже строила планы, как мы будем в замковом парке разбивать палатку.
В общем, до лавки-вокзала я доползла уже без надежд. Тур О. всё-таки, а не прогулка под липами.
А у Димы без тяжеленной лодки за спиной словно выросли крылья - бодро пошёл в магазин за мороженным. Не было его долго - я успела прицепиться к местной молодёжи, они кому-то долго звонили и в итоге выдали мне полную базу местных мужиков, занимающихся извозом - номеров 10. Всё-таки отзывчивые люди в Юрине живут, думала я.
Наконец пришёл Дима и подтвердил моё мнение о местных: продавщица в магазине обзвонила всех этих десятерых и нашла нам машину. Пошустрили к "Магниту". Только подошли - лихо подлетел "Логан" с дядькой средних лет за рулём.
- Это вы сплавлялись? По Ветлуге?? Как я вам завидую! - хороший мужик.
Домчал нас до Марьино за тысячу целковых. От него как раз и узнали про открытие сезона и то, почему так много рыбаков на Ветлуге. Вообще он интересный оказался, взяли номер на будущее - мало ли что.
Сидя на заднем сиденье, отвыкнув от быстрого движение и с удовольствием чувствуя, как разматывается под нами лента дороги, я ощущала абсолютное телесное и душевное счастье.
Наш Нивас одиноко ждал на берегу. Никто его не потревожил, антифриз не вытек, всё хорошо.
Несмотря на дикие мозоли на ногах, я поковыляла фоткать заброшенный деревянный дом. Сама себе удивилась.
Долго расслабляться на берегу нам не дали мошки. Загрузились и наконец-то выехали догонять садящееся Солнце. Обед на Боковой в густых сумерках был вкусным, как никогда. Дома - в полночь.
Хорошее путешествие. Теперь надо от Варнавина до Воскресенска ещё пройти.